Лизинговым компаниям придётся растрясти "жирок"

Автор фото: Ермохин Сергей

Лизинговый сегмент столкнулся с беспрецедентными факторами риска и теперь готовится импортозаместить любую технику и оборудование.

Финансовые успехи минувшего года и радужные прогнозы на текущий большинство лизинговых компаний вынуждено было пересмотреть сразу после февральских геополитических событий. Начали рваться логистические цепочки. И лизингодатели, и лизингополучатели массово стали пересматривать условия контрактов с иностранными поставщиками. И даже если производитель техники гарантировал продажу, то никто не мог взять на себя ответственность за доставку её внутри России. Плюс валютные риски: из–за колебания курсов и законодательных ограничений на межстрановые платежи стоимость лизинга стала возрастать.

Испытание на прочность

По итогам 2021 года объём нового бизнеса в лизинге в целом по РФ показал рост на 62%, до 2,3 трлн рублей. Такую оценку приводит рейтинговое агентство "Эксперт" совместно с Объединённой лизинговой ассоциацией.
Основной прирост, в 1,9 раза, показал лизинг строительной техники. Рост обусловлен преимущественно реализацией крупных инфраструктурных проектов (нацпроекты "Жильё и городская среда", "Безопасные и качественные автомобильные дороги", программа реновации жилья и др.). Вторым сегментом, значительно увеличившим объёмы в абсолютном выражении (+69%), стал автолизинг (в него входят легковой и грузовой автотранспорт, а также автобусы). Лизинг железнодорожной техники и авиасудов также показал двузначные темпы за счёт роста грузоперевозок на сетях РЖД и увеличения пассажиропотока на фоне снижения эпидемиологических рисков. Все эти достижения теперь проходят испытания на прочность.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), за 2021 год в Петербург ввезено оборудования, техники и товаров на $26,6 млрд, доля региона достигла 9% в общем объёме импорта РФ. В январе текущего года (после этого ФТС перестала раскрывать данные) оборот составил $2 млрд, что больше чем на треть января–2021. Если смотреть на статистику по оборудованию, которое традиционно приобреталось лизингодателями, то на медицинское пришлось около $60 млн, на электрооборудование и его запчасти — $293 млн.
"Лизинговая отрасль и практически все остальные столкнулись с определёнными сложностями. Мы наблюдаем острую нехватку предметов лизинга (транспорта и оборудования), нарушенные цепочки поставок, нестабильность на валютном рынке, рост ключевой ставки и прочие факторы, — говорит Максим Калинкин, генеральный директор группы “Газпромбанк Лизинг”. — Всё отражается как на условиях фондирования для самих лизинговых компаний, так и на формировании условий финансирования для клиентов, а также на стоимости предметов лизинга".
По его словам, лизинговые компании не могут влиять на ценообразование, но могут договариваться о скидках с производителями и поставщиками, гарантированно выкупая определённые объёмы, а также разрабатывать свои программы лояльности.
"В первую очередь мы пересмотрели свою риск–политику в отношении авансирования небольших поставщиков и поставщиков предметов лизинга из ЕС, Америки, Японии и тех стран, которые ввели ограничения, так как риск непоставки и, соответственно, необеспеченности выдачи считаем сейчас основным для нас и для наших лизингополучателей, — поясняет Сергей Жарков, коммерческий директор компании “Интерлизинг”. — В отношении получателей мы незначительно пересмотрели условия. Более консервативно стали подходить к неликвидному имуществу".
В компании отмечают существенное увеличение спроса на китайскую строительную технику и на недорогое универсальное производственное оборудование. По словам эксперта, любой период нестабильности — это возможности.
"Мы хорошо понимаем данный постулат, поэтому увеличили возраст по б/у технике до 10 лет, предполагая, что будет спрос. Также наблюдаем увеличение обращений на возвратный лизинг", — заключает Жарков.

Потребуются годы и годы

"Сравнивая показатели января–апреля с аналогичным периодом 2021 года по объёмам нового бизнеса, в части сегментов мы действительно видим рост доли отдельных видов имущества российского производства, — говорит Кирилл Звягин, начальник отдела по работе с поставщиками и партнёрами “Балтийского лизинга”. — Однако пока такую динамику нельзя считать трендом, дающим надежду на то, что импортозамещение может быть реализовано в обозримой перспективе. Это очень долгий процесс, в каких–то сферах он может занять годы, а в каких–то — десятилетия".
По оценке Кирилла Звягина, в сегменте оборудования в объёме нового бизнеса "Балтийского лизинга" доля имущества российского производства выросла в 1,5 раза, до 10% от всего объёма.
"В числе лидеров по динамике роста можно отметить подсегменты складского (доля выросла в 5 раз) и энергетического (3,5 раза) оборудования, а также для ЖКХ (в 3 раза), — перечисляет Звягин. — На треть увеличились доли деревообрабатывающего, авторемонтного и автосервисного оборудования, а также в сегменте спецтехники".
"Сейчас вместе с клиентами мы ориентированы на продукцию отечественного, китайского и в целом азиатского производства, — рассказывает Максим Калинкин. — Те клиенты, которые работают по контрактам или задействованы в крупных инфраструктурных проектах, приобретают в лизинг то, что есть в наличии. Компании, которые заинтересованы в европейской технике или оборудовании, вынуждены приостановить проекты или пересмотреть планы и сроки. Бывают случаи, когда крупные корпоративные клиенты досрочно выкупают предмет лизинга, но речь идёт о единичных случаях".
Очевидно, что импортозамещение потребует времени. Оптимистично настроенные эксперты считают, что в течение 1–3 лет российская экономика сможет полностью перейти на отечественные комплектующие и сырьё либо найти достойную замену на иных рынках. Финансовой прочности, накопленной за предыдущие успешные годы, должно хватить.