Бизнес нашёл ключ к продажам в трудные времена

Автор фото: Shutterstock

Точных цифр, сколько компаний открылось в Петербурге и в России в целом за март и апрель, пока нет. "ДП" поговорил с теми, кто запустил свой проект в последние 2 месяца.

В освободившиеся после ухода иностранных компаний ниши ринулись предприниматели, которые готовы рисковать и экспериментировать, запуская новые проекты. Они увидели возможность заработать, предлагая свой продукт на фоне разрушения привычных цепочек поставок, смены каналов продвижения товаров, новых потребностей как бизнеса, так и конечных потребителей.
Елена Силинская, директор акселератора и фонда iDealMachine, часто сталкивается с новыми стартапами и следит за их развитием.
"Сейчас начали появляться проекты, связанные с импортозамещением, сервисы, помогающие с организацией релокации, жизни и быта за рубежом, обеспечивающие открытие компаний и юридическую обвязку за границей. И конечно же, сервисы, направленные на стабилизацию и улучшение ментального здоровья людей, так как происходящее в мире сказывается на человеческой психике", — отмечает она.
В прошлом году, по данным исследования Admitad, оборот отечественного рынка онлайн–образования увеличился на 19%, средний чек — на 18%. Сейчас новые навыки оказались ещё более желанными: с их помощью можно сохранить доход или получить новую профессию.
Недавно в Петербурге запустили платформу Flowell, которая позволяет экспертам создать и переупаковать свой онлайн–продукт, настроить маркетинг и запустить эффективную автоворонку. Flowell работает за целую команду: анализирует рекламу, собирает базу клиентов, отправляет письма и даже принимает оплату. То есть помогает продвигать курс без менеджеров, студии дизайна и бухгалтерии. В команде проекта более 20 человек, часть из них сфокусирована на российском рынке, часть — на рынке Латинской Америки. Компания продаёт один продукт сразу в 10 странах.
"Мы давно планировали пойти в сферу онлайн–образования. Период запуска выпал на февраль–март, когда рынок начал резко падать. Сначала мы тоже стали падать в прямом смысле этого слова, но потом увидели, что это произошло со всеми и у наших клиентов — онлайн–предпринимателей — стали рушиться привычные бизнес–процессы. Мы поняли: это наш шанс! Сейчас они будут менять свои процессы и пробовать новое, а тут — мы", — рассказывает Дарья Кист, директор по развитию Flowell.
Компания нащупала три основные возможности, которые делают востребованными её услуги: многие игроки рынка онлайн–образования начали автоматизировать рутину, а также сокращать расходы и искать "всё в одной подписке", при этом часть потенциальных клиентов не смогла оплачивать подписки ушедших из РФ сервисов. За месяц с момента технического запуска стартап успел поработать с двумя крупными онлайн–школами: повысить конверсии в продажи и привлечь новых клиентов.

Помощь с вакансиями

По данным Международной организации труда, в этом году число безработных в мире вырастет до 207 млн человек. А значит потребность специалистов в поиске новых работодателей, а компаний в быстром подборе наиболее подходящего кандидата только растёт.
Петербурженка Марина Могилко известна далеко за пределами России. "ДП" не раз писал о том, как развивается её компания LinguaTrip (поиск и бронирование языковых курсов за рубежом), предпринимательница ведёт блог на YouTube и других площадках, вещает на большую аудиторию: в прошлом году она привлекла $1,7 млн от инвесторов в обмен на долю доходов от блогинга.
"Первого марта мне написала подписчица, что она хочет отвлечься от происходящих событий работой. Мне захотелось помочь, предложила искать для меня темы для видео в TikTok. Она классно справилась, и я подумала, что таких ребят, как она и как я, много. Как сделать, чтобы они нашли друг друга?" — рассказывает Марина Могилко. В марте она запустила платформу HelpToHire, которая объединяет тех, кто ищет работу, с теми, кто ищет работника, и telegram–канал для поиска удалённой работы. К инициативе на бесплатной основе подключились HR крупных компаний: они делятся опытом и отвечают на вопросы.
"Сейчас над проектом работают 10 человек из моей команды, кроме того, мы привлекли продуктолога, которая ранее работала на HR–платформе. На сегодняшний день затраты составили более $4 тыс.", — рассказывала Марина в начале апреля. К этому моменту через проект работу нашли 100 человек, а на платформе набралось более 300 вакансий.
Пока проект исключительно социальный и рассчитан на людей, которым пришлось покинуть свой дом и искать работу удалённо. "Самостоятельно сервис не будет приносить прибыль, но с его помощью мы можем понять, какие специальности наиболее востребованы, в каких сферах не хватает специалистов, и разработать обучающий курс, основываясь на потребностях людей", — говорит Марина Могилко.

Тёплый контакт

Артём Ковалёв, сооснователь академии убедительных коммуникаций "Коннект", обратил внимание, что после начала спецоперации в средних и крупных компаниях возникли проблемы с коммуникацией сотрудников из–за стресса и сложившейся обстановки.
"Мы с партнёром Андреем Астаниным запустили программу, которая помогает повысить навыки коммуникаций и развить эмоциональный интеллект у сотрудников, — говорит он. — За 3 недели создали продукт, нашли преподавателей, начали переговоры со средними компаниями и крупными корпорациями, заключили первые сделки и добились маржи 53%".
Активнее всего услугами проекта интересуются, по словам предпринимателя, ретейл, кол–центры и нефтегазовые компании. Они либо ищут курсы по переговорам, чтобы научить сотрудников продавать в текущих реалиях, либо подбирают программы, чтобы сохранить лояльность сотрудников и помочь им не выгореть. Пока проект фокусируется на b2b–сегменте, а летом хочет выйти на b2c.

Второе дыхание

Елизавета Иванова (президент JCI в Петербурге) запустила коммерческий проект Govori igraya: он помогает выучить английский язык через настольные игры. Идея появилась ещё во время пандемии, тогда она начала собирать комьюнити Lingvo Board Games в Металлострое, однако первые платные мероприятия стартовали в Петергофе в апреле 2022 года. Они рассчитаны на 6–8 человек и проходят раз в 2 недели. Участники играют в Alias, Dooble и Code name.
"В стратегических планах — сделать сеть клубов по районам, ведь помимо практики языка мой проект направлен и на нетворкинг. Сейчас монетизирую проект с целью создания дополнительного источника дохода, но Lingvo Board Games в Металлострое останется некоммерческим", — рассказывает Елизавета.
Рынок социальных сетей с картинками пытается занять со своим проектом команда стартапа "Мобилография". Он запустился в 2004–м, за 3 года до появления iPhone и качественных фотокамер в мобильных телефонах. Тогда он обратил на себя внимание широкой аудитории и состоялся как арт–проект. В конце марта команда возобновила активную работу: после ухода Instagram (принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской) на рынке освободилась ниша, которую в том числе может занять обновлённый и перепакованный продукт — платформа для визуального контента, в которую в дальнейшем будут встроены функции NFT. Пользователям будут доступны NFT–коллекции.
"Как арт–проект, он не прекращал своей деятельности, развивался с разной степенью активности. Сейчас произошёл запуск приложения для художников с закрытой регистрацией, которое эту активность значительно увеличит, — рассказывает основатель проекта Дмитрий Резван. — Уход Instagram — это совпадение, за счёт этого мне удалось убедить разработчиков сделать приложение".
Стартап–команда тестирует продукт для iOS и Android и готовится запустить сервис в публичное бета–тестирование.
"Мы появились в 2020 году, но в марте–апреле 2022–го стартовали во второй раз — так как у наших заказчиков появилась потребность в импортозамещении в IT, — рассказывает Дмитрий Москвин, представитель петербургского стартапа “Интеллектуальные технологии”. — Пул наших клиентов расширился, проект получил второе дыхание. К нам часто обращаются по следующим вопросам: как перейти на российские IT–системы, можно ли найти альтернативу SAP, как поддерживать IT–решения, в которые вложены миллионы рублей".
Основной продукт компании — облачная платформа Лахта.spb, сочетающая в себе функции b2b промышленного интернет–магазина, торговой площадки, SRM–системы и нескольких специализированных решений по управлению доставкой грузов.
"Сейчас готовим к запуску b2b–маркетплейс: веб–платформу, обслуживающую один или сразу несколько бизнес–процессов компаний, в том числе заключение и исполнение контрактов на поставку товаров и логистическое обеспечение. Кроме того, развиваем встроенные финансовые сервисы и аналитику на платформе, собственные сервисы отслеживания грузов в пути с использованием GPS–трекеров", — рассказывает Дмитрий Москвин.
Евгений Непейвода, управляющий партнёр Novo BI, разработчика ПО для прогнозирования спроса и планирования в цепях поставок, подтверждает, что раньше в логистике многие компании полагались только на иностранные программы. "Теперь рынок программных платформ прогнозирования и планирования спроса принадлежит российским вендорам. Они это понимают и будут со всей возможной открытостью относиться к запросам клиентов, интегрируя в свои продукты все нужные и уже адаптированные для российского рынка инструменты", — подчёркивает он.
Илья Рашкин, разработчик и генеральный директор компании "Электромобили мануфэкчуринг рус", говорит, что сейчас наступает отличное время для электротранспорта. Его команда разрабатывает первый российский электрогрузомобиль, созданный на базе шасси "УАЗ Профи".
"Многие конкуренты уходят с рынка, во–первых, в силу полного закрытия производств на территории России, во–вторых, в силу подорожания комплектующих и закрытия логистических цепочек. Текущая ситуация расширила возможности за счёт возросшего спроса в сфере автопрома, необходимости смотреть на экономическую эффективность инноваций и скорости, с которой теперь важно принимать решения", — говорит он. Сейчас проект ведёт переговоры с инвесторами и готовится к пусконаладке завода в Москве, запланированной на май.