Карта бита: бизнес стали настойчиво переводить на оплату через QR-коды

Ради сохранения доли безналичных платежей после ввода ограничений на работу международных платёжных систем в России банки стали призывать бизнес использовать альтернативные методы оплаты — через QR–коды системы быстрых платежей (СБП).

Над внедрением СБП как альтернативного способа приёма платежей в торгово–сервисных предприятиях ЦБ РФ начал работать ещё в 2019 году. Это был своеобразный ответ бизнесу, постоянно жаловавшемуся на высокие эквайринговые тарифы международных платёжных систем и банков. Изначально предполагалось, что тариф в СБП составит 0,3–0,4% против 1,5–3% при традиционной оплате картой. Окончательно же он был утверждён как 0,4% от суммы транзакции для товаров социального назначения (лекарства, продукты, потребтовары, транспортные и жилищно–коммунальные услуги и ряд других) и 0,7% — для всех остальных.

Эксцесс исполнителя

Процесс стартовал вяло: предприниматели сетовали на государство, покупатели — на торговые точки, а все вместе — на ЦБ РФ. Оплата через QR–код формально проста: на платёжном терминале выводится динамический код, который покупатель считывает с помощью своего банковского приложения. На сегодня основные банки уже внедрили подобный инструмент в свои приложения, но популярной СБП так и не стала.
В качестве попытки ускорения увеличения доли СБП кто–то из чиновников пролоббировал дотации от государства. И летом 2021 года Минэкономразвития выделило из федерального бюджета 500 млн рублей на компенсацию бизнесу затрат на комиссии при приёме платежей через СБП. Предполагалось, что если компания находится в реестре СМП, а банк прошёл аккредитацию в Минэкономразвития, то бизнес автоматически получит компенсацию своих комиссионных затрат на платежи через СБП.
Бюджетные деньги должны были быть освоены до 31 декабря, когда и должна была закончиться программа стимулирования. По данным ведомства, в итоге из этой суммы было израсходовано всего 86 млн, что эквивалентно объёму платежей 12,3 млрд рублей. Для сравнения: в июне–декабре 2021 года оборот в торгово–сервисных предприятиях в целом по РФ составил 22,6 трлн рублей.
В реестре кредитных организаций, которые уполномочены компенсировать комиссию, на сайте СБП перечислен 41 банк из 131 подключённых к системе, в приказе Минэкономразвития фигурирует другое, но корректное количество — 54. Из петербургских в нём всего три банка — ВТБ, ПСКБ и "Санкт–Петербург". На минувшей неделе ведомство завершило третий с момента запуска программы дополнительный отбор банков, итоги будут объявлены 28 апреля.
Чиновники рапортуют о ежемесячном росте подключений предпринимателей к СБП. Так, в июле 2021–го их было 34 тыс., в декабре — уже 161 тыс. На конец января текущего года количество достигло 189 тыс., то есть прирост в среднем по 18% ежемесячно. В реестре МСП, который ведёт налоговая, на сегодня числится 5,9 млн субъектов, таким образом, всего к СБП подключилось менее 3% предпринимателей.
В марте текущего года председатель правительства РФ Михаил Мишустин анонсировал очередную меру поддержки бизнеса и вновь выделил из бюджета на субсидирование комиссий 500 млн рублей (новый срок действия — по 1 июля). Если пересчитывать по максимальному тарифу, установленному СБП в 0,7% от суммы покупки, то это поддержка оборота на 71 млрд (в 2021 году россияне в торгово–сервисных сетях потратили 41 трлн рублей).
Сложности с массовым распространением СБП были очевидны на момент её создания: при традиционной оплате картами или наличными покупатель тратит время на кассе кратно меньше, чем будет пытаться оплачивать через QR–код.
"Комиссия за эквайринг одна из пяти самых существенных статей затрат для сети, но СБП пока не может полностью заменить эквайринг, так как печать пречека или вывод кода на какое–нибудь устройство для последующего сканирования телефоном менее удобны покупателям", — говорит Алексей Баулин, генеральный директор сети "Улыбка радуги".
"В нашем случае мы применяем оплату по QR только во время низкой загрузки заведения, поскольку берём оплату на кассе", — поясняет Владимир Шершнев, управляющий партнёр 8956 Oblomoff food.
Регулятор неоднократно переносил собственные сроки по обязательному подключению банков к СБП — сперва по денежным переводам между физлицами, затем — юрлицами. Одно из последних было опубликовано 31 марта за несколько часов до часа икс — системно значимые кредитные организации (их 13) и с универсальной лицензией (229) до 1 апреля 2022 года были обязаны подключиться к платёжному приложению "СБПэй". Этот срок дополнительно продлён ещё на 3 месяца.
Приложение пытается внедрять принадлежащая ЦБ РФ Национальная система платёжных карт (НСПК). Оно было разработано для облегчения оплаты через СБП — чтобы считывать коды с его помощью, а не через лишние движения для открытия банковского приложения. Бесконтактная оплата по технологии NFC, как в аналогах GooglePay, ApplePay, SamsungPay или даже в MirPay, в СБПэй не реализована. Более того, при регистрации приложения требуется аккаунт на одном из зарубежных почтовых сервисов.
Как пояснил "ДП" один из участников рынка, тестирование такой оплаты было завершено в декабре минувшего года, но только на определённой модели терминала одного из производителей (текущая рекомендованная розничная цена одного аппарата — 31 тыс. рублей). Кроме того, сложность возникла и на стороне НСПК, которой понадобилось время на разработку новой тарификации.
При этом участники процесса настроены оптимистично и считают, что через пару–тройку месяцев оплата через NFC в СБПэй всё же будет внедрена. Если не повторится история, как произошло с одним из крупнейших банков, который длительное время отказывался разрешать своим клиентам денежные переводы через СБП, предпочитая платить регулятору штрафы. При оплате через СБП списание происходит напрямую со счёта, а не с карты, из–за чего банки недополучают комиссионный доход.

Плохому танцору

Примечательно, что с сегодняшнего дня и до 31 августа ЦБ РФ ограничил размер комиссии по эквайрингу для компаний, которые продают социально значимые товары или предоставляют такие услуги. Новая ставка установлена в 1%, из которых 0,7% достаётся НСПК. При этом в минувшую пятницу первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова посетовала, что данное решение не помогло снизить цены на товары, поэтому ограничение продлеваться не будет.
Вместе с тем участники рынка отмечают, что ЦБ РФ подобным ограничением помешал развитию своей же СБП, отсюда и поспешное заявление.
"Банкам теперь будет крайне невыгодно убеждать бизнес подключать оплату по QR–кодам, после вмешательства в рыночные тарифы регулятора разница в ставках стала всего 0,3%, — говорит представитель крупнейшего банка–эквайера. — Зачем клиенту тратить ресурсы на заключение новых договоров, открытие счетов, на IT, когда почти за те же деньги можно сохранить дополнительные преимущества в виде кешбэков и программ лояльности для своих покупателей и выгрузку финансовых отчётов для себя".
Будущее эквайринга уже наступило, и пропорции фактически не меняются от изменения политической ситуации — до 90% операций идёт по безналу, независимо от способа предлагаемого к использованию эквайринга. Основную сложность с внедрением оплаты через СБП испытывают розничные торгово–сервисные предприятия, применяющие прилавковый формат продаж. Очень небольшое количество поставщиков кассового ПО интегрировало в свой софт "коробочные версии", практически везде требуется трудоёмкая интеграция и донастройка кассового ПО, что не всегда удобно и доступно. NFC в СБПэй сейчас, видимо, отложено на неопределённый срок. Будут дорабатываться в сторону оптимизации временных затрат интерфейсы мобильных приложений самих банков. Изучая их, мы видим, что интерфейсы по работе с СБП далеки от простоты и удобства. Был период, когда банки сознательно усложняли процесс использования СБП в своих мобильных приложениях, отдавая приоритет картам. Возможно, сейчас начнём наблюдать обратный процесс. Снижение комиссий до 1% для ряда направлений эквайринга — во вред. Наверное, надо было лучше какие–то дополнительные преференции вводить в СБП, в первую очередь для покупателей. Всё у нас какие–то половинчатые решения — шаг вперёд, полшага назад. Программа, безусловно, будет завершена в установленный срок, но на динамику развития СБП повлияет не лучшим образом.
Денис Бобылёв
председатель правления ПНКО "Элплат"
Очевидный плюс СБП — это прежде всего выгодная тарификация. Комиссия на операции заметно ниже, чем у классических карточных платежей. А снижение затрат делает итоговое предложение выгоднее для клиентов. Причём деньги поступают на счёт компании практически сразу после подтверждения оплаты, что позволяет торгово–сервисным предприятиям снизить кассовые разрывы и объём необходимых оборотных средств. При оплате же банковской картой этот процесс может занимать от одного до нескольких дней.
Инна Емельянова
директор департамента эквайринга банка "Русский стандарт"
Пользовательский сценарий оплаты покупки через СБП и оплата по QR–коду с использованием приложения банка выглядит не самой простой процедурой. Разблокировать телефон, открыть приложение банка, найти вариант оплаты. И вот уже выстроилась очередь, которая негодует. Любая заминка на кассе — упущенная выручка клиента. Следующий шаг развития СБП — обновление платёжного софта на ККТ для приёма платежей через СБПэй. Поставщик софта для наших касс работает над поддержкой функциональности, спецификация от системы "Мир" получена недавно, требуется время для реализации поддержки данного функционала.
Александр Захаров
эксперт "Контур.Маркета"

В контексте

Евгений Петров
Историям с комиссиями за приём банковских карт к оплате ровно столько лет, сколько и современной финансовой системе. Бизнес всегда был недоволен их размерами и больше любил наличные, ЦБ РФ же вместе с налоговой стремился установить контроль над денежными потоками. И как–то само всё регулировалось, без участия государства: и компаний–операторов становилось больше, и тарифы снижались, технологии развивались так быстро, что обогнали все мировые практики. Стали прорастать экосистемы, да и потребитель постепенно привыкал к безналу. Но традиционно что–то пошло не так.
Мы и не заметили, как на наших глазах произошла внезапная и тотальная монополизация рынка. Тем более что иностранные платёжные системы его покинули, освободив поле одной–единственной, отечественной. Которой владеет сам мегарегулятор.
В чьих интересах он балуется с комиссиями и тарифами, лишая доходов частный бизнес? Останется ли на чём теперь зарабатывать сопутствующей инфраструктуре — производителям и поставщикам оборудования и программного обеспечения? Всё идёт к тому, что совсем скоро останутся единичные приближённые к мегарегулятору компании, которые без конкурентов начнут жить на субсидиях и дотациях из госбюджета. И тогда платёжная инфраструктура вернётся в эпоху застоя: зачем же её развивать, когда и без того денежный ручеёк гарантирован.
Кажется, мы это уже проходили: как только государство начинает регулировать тарифы, они внезапно начинают безудержно расти. Значит, и принудительно сниженным комиссиям на эквайринг тоже рано радоваться. Ведь если не первый год предлагают платить по 0,7%, а спроса нет, потому что предпочитают платить по 3%, значит, что–то в этой системе неладно.
Впрочем, уже в июле ЦБ РФ вводит плату за денежные переводы между физлицами внутри СБП. Сперва дали распробовать, затем — заставят платить. Пока шло её внедрение, альтернативные системы переводов постепенно поумирали — кто лицензии лишился, а кто перестал функционал развивать себе в убыток.
У покупателя остаётся право голосовать рублём. Он может и не платить через СБП, чтобы назло бизнесу не было дешевле. Последний, к слову, никогда не отличался меценатством: все затраты всегда учитывал в ценнике. И когда в 2020 году комиссию уже принудительно снижали, на ценах это почему–то не отразилось.
Банкам тоже придётся несладко: на какие средства бороться и завлекать клиента, если ЦБ РФ одним росчерком лишил их денег на бонусы и кешбэки. Хотя, с другой стороны, это и есть неоднократно анонсированная политика по зачистке банковского сектора, ведь проще регулировать один–два крупных банка, чем пытаться уследить за пока ещё дышащими тремя сотнями.