Кризис оставил благотворительные фонды без пожертвований

Автор фото: ТАСС

Благотворительные организации с началом специальной военной операции столкнулись с оттоком частных жертвователей.

Фонд помощи хосписам "Вера" 28 марта опубликовал в своих аккаунтах в социальных сетях следующую информацию: "За несколько недель мы потеряли 947 подписок на сумму 896 тыс. рублей. Это больше 10 млн в год. Большинство наших благотворителей не могут сделать пожертвование из–за сбоев в банковских переводах. Международные платежи недоступны, а платёжные системы отклоняют переводы тех, кто пытается нам помочь".

Первые реакции и настроение месяца

Даже беглый просмотр официальных пабликов нескольких десятков благотворительных фондов и организаций даёт понять, насколько ошеломлёнными были все в конце февраля. Лишь спустя несколько дней стали появляться посты, вроде бы возвращающие в прежнюю реальность, но выглядят они в большей степени свидетельствами растерянного и смятенного состояния.
Немного придя в себя, фонды начали пытаться искать интонации и темы, на которые уместно говорить в настоящее время. Многие опубликовали, и продолжают это делать, мануалы о том, как справляться с тревожностью, паникой и тому подобными состояниями. Кто–то выкладывает видео с различными экспертами, кто–то — фотографии и посты о том, как прошёл конкретный день или неделя, чего удалось достичь. Но общее настроение очевидно пессимистичное. И есть отчего.
Резкий рост цен, уход с российского рынка компаний, сотрудничество с которыми выстраивалось годами, закрытие европейских общественных организаций, поддерживавших разнообразные благотворительные инициативы, и независимых СМИ, регулярно рассказывавших о работе фондов, сокращение текущих программ и замораживание на неопределённый срок новых — вот тот неполный перечень последствий, которые можно назвать на сегодня.
"У нас должна была начаться программа по обмену опытом по гранту Совета министров Северных стран, направленная на сотрудничество по профилактике ВИЧ–инфекции в России, Эстонии и Дании, — рассказывает генеральный директор фонда “Гуманитарное действие” (признан иностранным агентом) Сергей Дугин. — Сейчас проект заморожен, потому что Совет на данный момент приостановил деятельность на территории России.
Второй момент — крупные зарубежные фармкомпании прекращают проведение клинических исследований, развитие новых направлений, инвестиции в маркетинг и, предположу, в этой связи могут сократить бюджет, выделяемый пациентским организациям. Мы надеемся, что медицина — это всё–таки гуманитарная составляющая и будет затронута в меньшей степени, но такая вероятность есть. Это, наверное, до конца года такой прогноз".

Вероятный исход

Ещё одна проблема, которая, очевидно, возникнет в ближайшие месяцы, — сворачивание работы некрупных фондов.
"Думаю, что закрытие некоторых благотворительных организаций не только возможно, но и, к сожалению, неизбежно, — размышляет экс–руководитель благотворительной организации “Ночлежка” Григорий Свердлин. — Небольшие фонды, особенно те, у которых нет подушки безопасности, нет диверсификации источников финансирования, оказались в очень уязвимом положении. И, к сожалению, не сомневаюсь, что в течение ближайшего года какое–то их количество закроется".
Этот вопрос на данный момент выглядит неразрешимым, так как объединиться ресурсами, в том числе и денежными, не представляется возможным: пожертвования идут конкретной организации и на конкретные цели, заявленные в уставе. А исход маленьких организаций означает, что в первую очередь жители регионов останутся без помощи и поддержки.
В лучшем положении оказались те, чья зависимость от внешней финансовой поддержки минимальна. "Наша организация не зависит от частных пожертвований, грантов, компаний и так далее, мы достаточно автономны — у нас всё работает за счёт волонтёрского ресурса, — уточняет руководитель федеральной программы “Молоды душой” и директор АНО САП “Серебряный возраст” Юлия Мальцева. — Поэтому финансовая история нас не коснулась. И если что–то придётся отложить, мы это сделаем".
Однако АНО и НКО, устроенных таким образом, статистически меньше.

Пути спасения

Рекурренты, то есть регулярные переводы от частных лиц, — то направление, над развитием которого многие фонды усиленно работали последние 5–6 лет. Благодаря такого рода пожертвованиям можно было быть уверенным — средств хватит не только на самое необходимое, но и на то, что раньше было сложнее приобрести, — лекарства, питание, медицинский инструментарий и оборудование.
Наличие достаточного объёма рекуррентов также позволяет оперативно решать срочные вопросы оказания помощи подопечным. На данный момент ситуация складывается по–разному.
"Бюджет “Ночлежки” устроен таким образом, что около 60% — частные пожертвования. И они пока, спасибо огромное людям, не сократились. Хотя понятно, что цены растут, пожертвования на том же месте и денег теперь хватает на меньшее, — поясняет Григорий Свердлин. — При этом пожертвования от юридических лиц сократились уже заметно и, думаю, к концу года сократятся минимум вдвое, это такой оптимистичный сценарий. Пессимистичный — процентов на восемьдесят".
Более позитивного настроя придерживается Сергей Дугин: "Что касается частных пожертвований, мы начали наращивать их количество, и могу сказать, что за первые 3 месяца этого года объёмы увеличились почти в 3 раза. Суммы не колоссальные, конечно, но обнадёживает сам факт. Вероятно, люди начали больше понимать, что помимо основных нуждающихся групп — дети, животные, онкобольные — есть другие темы, которым тоже необходима поддержка. И, разумеется, целенаправленная работа на привлечение рекуррентов дала плоды.
Теперь думаем начать работать с бизнесом — крупным, средним, малым, чего мы прежде не делали. Будем вовлекать бизнес в партнёрские проекты по благотворительным медицинским осмотрам на базе нашего медцентра, проведению интерактивных занятий по оказанию первой помощи, в том числе при передозировке наркотиков, сохранению здоровья, включая психическое".
У любого кризиса, как известно, не одна сторона, а несколько. Лишаясь одних возможностей, необходимо как можно скорее начать искать другие. Например, проект "Благотворительность vkontakte" в марте объявил о расширении своего традиционного грантового конкурса, увеличив его фонд.
"Мы выберем не менее 100 победителей и направим 5 млн рублей на их рекламные кампании. Рассмотрим заявки как можно быстрее — за неделю", — говорится в соответствующем посте. Подобным образом поступила и сеть "Одноклассники".
Правда, реальность меняется быстрее, чем люди успевают к ней адаптироваться, и что произойдёт завтра и как это завтра изменит всё, что было сделано сегодня и вчера, никто не возьмётся спрогнозировать. Остаётся полагаться на себя, сотрудников и накопленный в предыдущие годы социальный капитал.
"Я считаю, что необходимо продолжать делать то, что делал до этого, помогать тем, кому это необходимо, и поддерживать людей внутри сообщества — проводить активности, телемосты, встречи, пусть даже и онлайн", — резюмирует Юлия Мальцева.