Время замен: аналоги западных брендов придут из Азии и России

Автор фото: "ДП"

Покупатели и продавцы начали всерьёз задумываться, чем заменить уходящие с российского рынка модные марки. Ретейлеры и торговые центры присматриваются к поставщикам с Востока. "ДП" узнал у экспертов и участников рынка, когда ждать в Петербурге бутики иранской и индийской моды и найдёт ли место в освобождающихся нишах отечественный бизнес.

Российский совет торговых центров направил коллегам из Турции, Ирана, Индии и Китая список компаний, которые приостановили работу в России, чтобы найти аналоги, схожие по качеству и дизайну. Пресс-служба РСТЦ сообщила, что в посольстве Ирана для российских бизнесменов уже провели закрытую презентацию возможностей производителей одежды и обуви из кожи.
Ряд индийских компаний также начал переговоры об открытии в России своих торговых площадок на фоне ухода глобальных брендов из-за событий на Украине. Среди возможных кандидатов на места в торговых центрах называют индийский бренд товаров для дома Maspar и марки модной одежды Killer Jeans и Being Human Clothing. По данным СМИ, предварительные соглашения с представителями РФ заключили 4 бренда и ещё 6 сделают это в ближайшее время.

Свято место пусто не бывает

Петербургские предприниматели давно сотрудничают с восточными компаниями и готовы расширять это направление, рассказала "ДП" председатель РОО "Содействие малому бизнесу" Янина Гришина.
"Многие давно работают и с Индией, и с Китаем, в частности с производителями мебели и предметов для интерьера и домашнего хозяйства. Из-за сложностей в логистике до сих пор поставки носили "челночный" характер, но связи налажены давно", — говорит представитель отраслевой организации.
В России иногда с пренебрежением относятся к китайской продукции, признаёт эксперт, но отмечает, что в любой стране, в том числе и в Китае, есть товары премиум-качества.
"Эти логистические цепочки наладятся, но нужно время. То же самое и с Индией, из челночных и мелких они вырастут. Мы привыкнем к новым названиям фирм, привыкнем к новому качеству. При такой аудитории, которой является Россия, свято место точно пусто не бывает", — уверена Янина Гришина.

Неэтичный Восток

Однако есть ниши, в которых производители с Востока пока не способны заменить западных коллег. Это продукция, в которой сильна экологическая и этичная составляющая и у которой в России за последние годы сложилась стабильная аудитория. Ретейлерам, которые специализировались на таких товарах, сейчас приходится серьёзно пересматривать ассортимент, рассказала "ДП" совладелица магазинов Friend Function Валерия Пичугина.
"Примерно 30% наших брендов — из Европы и Америки. Больше всего нам обидно, что придётся отказаться от брендов, которые имеют экологически ответственный уклон. Шведский бренд Dedicated выпускают одежду из органического хлопка и переработанных пластиковых бутылок. Немцы PinqPonq и шведы Sandqvist делают рюкзаки из переработанных пластиковых бутылок. Всё это для нас очень важно, и для наших покупателей тоже", — говорит предпринимательница.
К условиям труда на производствах в Китае неоднократно возникали претензии.
"Работать с брендами, которые используют по сути рабский труд, мы не будем. Если получится найти этичные производства в Китае и Индии, которые следят за условиями труда, за тем, из чего и как производится продукция, будем рассматривать бренды и оттуда", — допустила совладелица Friend Function.

Место для своих

На фоне ухода глобальных компаний звучат призывы не просто заменять западные марки восточными, но и дать шанс на развитие российским производителям. Желающих много, но малый и средний бизнес неизбежно упрётся в кредитование и бюрократические издержки, уверена Янина Гришина.
"В принципе заменить можно и IKEA, и OBI, особенно если появятся логистические цепочки, направленные на Восток. Но предпринимателю, который это может воплотить, нужны прежде всего деньги", — говорит глава РОО "Содействие малому бизнесу".
Любой крупный бренд — это не только магазины, но и собственное производство, напоминает эксперт. По её оценке, запустить такой проект можно в течение года, но только в идеальных условиях — если предприниматель получит в пределах полугода необходимые разрешения на строительство и сможет оперативно решить вопрос с финансированием. Реальность пока далека от этого сценария.
"Есть ряд российских брендов одежды, которые уже несколько лет спокойно конкурируют с масс-маркетом. Полагаю, их должно становиться больше. Однако появление новых качественных брендов будет не быстрым, так как в любом случае все ткани и фурнитура были импортными. Их было трудно (а иногда невозможно) найти и в условиях свободного рынка. А сейчас будет ещё сложнее. Боюсь, что производство качественной ткани и фурнитуры в России наладится нескоро", — делится мнением Валерия Пичугина.
У Friend Function есть несколько небольших производств, которые делают разные группы товаров.
"В одном месте мы шьём шерстяные шапки, шарфы и варежки, в другом — рюкзаки, есть человек, который отвечает за печать на хлопке и так далее. Вероятно, можно начать сотрудничать с более крупными производствами, однако нам приятно знать, что люди, которые работают над созданием нашей продукции, получают хорошую зарплату, и мы точно уверены в качестве вещей, которые выпускаем на этих производствах", — рассказывает соосновательница бренда.

Трудности роста

Петербургский фонд поддержки малого и среднего бизнеса недавно получил от города 1 млрд рублей. Но деньги из него могут получить до 300 компаний, в то время как в Петербурге их около 300 тысяч.
При этом сумма, на которую может рассчитывать предприниматель, не превышает 5 млн рублей. Этого явно недостаточно для развития производства и аренды площадей в ТЦ, объясняет Янина Гришина.
По той же финансовой причине не готовы расширяться "островки" и маленькие корнеры, которые работали в ТЦ. Многие из них не пережили пандемию и закрылись. Оставшиеся сейчас "делают работу ради работы", утверждает глава отраслевой организации. По её словам большинство предпринимателей в этой сфере обременены кредитными долгами и просто ждут, как будут дальше развиваться события.

Пауза затянулась

Впрочем, разговоры об освобождающихся нишах ещё несколько месяцев будут носить гипотетический характер. Пока якорные арендаторы сохраняют за собой помещения и продолжают содержать штат сотрудников. Данных о расторжении контрактов пока нет.
"В ближайшие месяцы основной фокус управляющих компаний и арендаторов будет сосредоточен на поиске компромиссных решений для максимально возможного в нынешних условиях продолжения эффективной работы. Скидки, отсрочки платежей по аренде, привязка платежей к товарообороту сейчас являются предметами переговоров в индивидуальном порядке", — сообщила "ДП" директор департамента торговой недвижимости ООО "Коллиерз Интернешнл" Ирина Царькова.
В любом случае, по оценкам экспертов компании, азиатские и турецкие сети в ближайшее время не смогут в полной мере компенсировать уход компаний, которые решат окончательно покинуть рынок России. Этот процесс растянется по времени.
Но решать вопрос пустующих площадей всё-таки придётся, пусть даже и в среднесрочной перспективе.