Ставки — на снижение: бизнес взывает к лояльности банков

Автор фото: Сергей Коньков
Льготные программы кредитования не дадут того эффекта, на который мог бы рассчитывать предприниматель. Иные послабления затронут лишь небольшую долю компаний, а в дополнительной поддержке нуждаются все. С таким посылом в ходе круглого стола "ДП" обратились эксперты, представляющие интересы бизнеса, к руководителям банков.

Не последние по значимости

Эффективность кредитно-финансовых мер поддержки малого и среднего бизнеса, предложенных государством, эксперты ставят под сомнение. Предприниматели просят более лояльных условий. "Кредитование — это кровеносная система бизнеса, предприниматели хотели бы получать денежные средства по ставке, не превышающей 10%. Предлагаемые сегодня, даже льготные ставки в 13-15%, для малого бизнеса неподъёмные", — отметила в своём докладе юрист Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга Юлия Чарноцкая.
В начале марта ЦБ совместно с правительством разработал две антикризисные программы льготного кредитования малого и среднего бизнеса. "Предприятия могут получить оборотные кредиты на год, а также инвестиционные кредиты сроком до 3 лет. Ставки по этим программам не превышают 15% годовых для малых предприятий и 13,5% — для средних", — подтвердил директор департамента малого и среднего бизнеса Санкт-Петербургского филиала ПСБ Александр Хайкинсон.
Но даже если меры господдержки могут помочь компаниям выжить, то для развития им нужны дополнительные стимулы. Поэтому банки разрабатывают свои программы. Как рассказала начальник Управления среднего корпоративного бизнеса ПАО "Банк "Санкт-Петербург" Ольга Маренкова, клиенты банка могут подать заявку как на реструктуризацию кредита в рамках 106-ФЗ, так и на коммерческую реструктуризацию. Реструктуризировать кредит можно разными способами. Это может быть отсрочка погашения основного долга с выплатой процентов, увеличение срока выборки кредитных средств или уменьшение ежемесячного платежа за счёт увеличения общего срока. Варианты возможны, и каждому клиенту банк готов предложить оптимальное решение именно его задачи.
Свои стимулирующие программы для сегмента МСП есть и у ПАО "Банк УРАЛСИБ". Для поддержки клиентов с ВЭД работает стимулирующая акция "Выгодный ВЭД", предполагающая бесплатный валютный контроль в течение первых 3 месяцев. В компании отмечают, что это даёт существенное сокращение расходов примерно на 30%. Также у банка есть образовательный проект "Университет бизнеса Уралсиб", в рамках которого проводятся вебинары на актуальные для бизнеса темы. Другие представители банков, участвующие в дискуссии, тоже акцентировали внимание на теме ВЭД. Изменения в валютном законодательстве происходят довольно часто. Клиенты нуждаются в помощи экспертов, которые могут пояснить им, как нововведения скажутся на каждом конкретном бизнесе. Поэтому банки предоставляют участникам ВЭД валютных контролёров.

Помощь для узкого круга

Малый бизнес также просит банки снизить комиссию по эквайрингу. Сейчас она доходит до 1,8-2%, предприниматели просят снизит её до 1%, в 2020 году им это помогло. В банках указывают, что для тех, кто реализует социально значимые товары и услуги, по решению ЦБ действует льготная ставка по эквайрингу 1%. "Мы для такого бизнеса ввели ставку всего 0,99%, а с 1 апреля отменили комиссию по эквайрингу при оплате по QR-кодам на 3 месяца", — отмечает Ольга Маренкова и добавляет, что для клиентов с эквайрингом банк "Санкт-Петербург" также отменил комиссии за невыполнение условий использования терминала.
Александр Хайкинсон отмечает, что всё большую популярность приобретает технология SoftPos, позволяющая принимать бесконтактные платежи, а также оплату через QR-код системы быстрых платежей на смартфонах с NFC. Используя мобильное приложение для приёма оплаты на своём смартфоне, бизнес приобретает не только дополнительную вариативность в оказании услуг, но и сокращает затраты на расходные материалы и аренду оборудования.
Однако круг компаний, попадающих под такую поддержку, слишком узкий, отметили другие участники круглого стола. Необходимо рассмотреть возможность снижения эквайринга для всех предпринимателей города.
"В прошлом году банки существенно прирастили свою прибыль за счёт комиссий на перевод денежных средств и эквайринг, программ кредитования, ипотеки и т. д. То есть они смогли сработать лучше, чем в спокойные годы. Возможно, сейчас стоит умерить пыл?" — обратилась Юлия Чарноцкая к участникам дискуссии.
В настоящее время докапитализирован Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, однако, как подчеркнула эксперт, новые программы кредитования рассчитаны примерно на 300 предприятий, что крайне мало, принимая во внимание, что в Петербурге зарегистрированы порядка 360 тыс. субъектов МСП.
Исполнительный директор НО "Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, микрокредитная компания" Александра Питкянен рассказала, что фонду выделен 1 млрд рублей, из которого 300 млн пойдут на выдачу беззалоговых займов малому и среднему бизнесу, работающему в сфере обрабатывающих производств. Максимальный размер займа составит 5 млн рублей на срок до 24 месяцев под 1% годовых с льготным периодом погашения основного долга займа на 12 месяцев. "Ещё 200 млн рублей предполагается использовать для перезапуска беззалоговой программы для поддержки и возобновления деятельности в целях сохранения занятости субъектов МСП, размер займа до 5 млн рублей с процентной ставкой 1-2-3% годовых на срок до 36 месяцев, — сообщила она. — Также 500 млн рублей будут выделены в качестве докапитализации основной программы фонда по займам под залог для действующих предприятий, начинающих и самозанятых".
Эксперты, представляющие интересы бизнеса, указывают: стремление города поддержать прежде всего производственников (им предоставляют льготные кредиты) — понятно и обоснованно. Тем не менее малым компаниям, которые тоже платят налоги, дают рабочие места и позволяют реализовать продукцию производств, помощь нужна не меньше. По данным единого реестра СМСП, в малом и среднем бизнесе Санкт-Петербурга трудоустроено более 1 млн человек, это около 30% всего трудоспособного населения города.
Недавно предпринимателям, у которых из-за санкций доходы упали не менее чем на 30%, разрешили предоставлять кредитные каникулы. Это актуально для компаний, имеющих код ОКВЭД, указанный в перечне постановления правительства (он может быть не основным). Мера распространяется на займы, взятые до 1 марта 2022 года. По словам участников круглого стола, она непопулярна у бизнеса. "По прошествии 2 недель мы видим, что большого интереса к кредитным каникулам нет, лишь около 3% клиентов обратилось с таким запросом", — отметила Ольга Маренкова. По словам Александра Хайкинсона, в ПСБ похожая ситуация, количество обращений за кредитными каникулами носит единичный характер.

Ковидный опыт

В очередной раз эксперты говорят о том, что помощь бизнесу должна быть комплексной, а не точечной. На днях бизнес-омбудсмен Борис Титов представил результаты опроса, проведённого совместно с Институтом экономики роста им. Столыпина. 69% респондентов в целом по стране отметили, что их затронули санкции, 15,1% предприятий пострадали серьёзно, 86% респондентов удалось адаптироваться, это как раз компании, которые представлены в сегменте МСБ. Самая эффективная мера поддержки, которую отметил бизнес (50% респондентов) в опросе, — мораторий на проверки. Также 56% опрошенных уверены: чтобы минимизировать последствия кризиса, необходимо списание части налогов, снижение страховых взносов до 15%. Как отметил Александр Абросимов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге, бизнес просит вернуть некоторые послабления, действующие в ковидный период.
"Необходимо вернуться к схеме, когда регионы отменяли или снижали арендную плату за помещения, которые представляются городским имуществом. Рассматривается и снижение страховых взносов до 15%, решения этого вопроса пока нет", — сказал он.
Кстати, в Центре развития и поддержки предпринимательства (ЦРПП) вскоре будет реализована программа "Городской акселератор". Туда приглашают ИП и организации из сфер торговли, услуг, образования, производства, IT и креативного бизнеса и HoReCa. Им будут доступны: диагностика бизнеса, выявление точек роста компании и лекторий.