Каждый круглый стол "Делового Петербурга" — это возможность для бизнеса поднять актуальные и острые темы, задать важные для развития отрасли вопросы организациям, способным их решить. Для госструктур польза встреч заключается в получении обратной связи. Об этом ещё раз вспомнили участники сессии "Прощай, офлайн: будущее за удалёнными ипотечными сделками", когда горячо обсуждали удобство современных сервисов для застройщика и покупателя недвижимости.
Однако цифры в деловом общении — прежде всего. И здесь все участники встречи едины: популярность подачи документов в электронном виде на регистрацию в Росреестр растёт. Цифровой формат привлекает удобством и скоростью: в среднем оформление сделки происходит за 2-2,5 рабочего дня. По словам заместителя руководителя Управления Росреестра по Санкт-Петербургу Екатерины Кондрашёвой, год к году количество ипотечных сделок, подаваемых в электронном виде, увеличилось на 10%: 167 тыс. в 2020-м против 183 тыс. в 2021-м.
"Мы проанализировали декабрь 2021 года, традиционно пиковый месяц, когда отмечается массовый поток заявлений — всех договоров долевого участия (ДДУ), которые подавались, 77% в электронном виде. Февраль — 75%, то есть в бумажной форме был подан только каждый четвёртый документ. Электронная ипотека: в декабре 2021 года — 88% от общего количества, в феврале — 70%", — поделилась данными эксперт. Она также добавила, что сегодня с электронными договорами долевого участия работает основная масса застройщиков.
Больше — не лучше
Участвующие в дискуссии игроки строительного рынка подтвердили, что востребованность сервиса растёт. Так, в ГК "ПСК" сегодня порядка 70% оформляется в электронном виде: показатель может меняться в зависимости от периода, класса объекта или доли ипотеки в проекте, типа сделки. В "БФА–Девелопмент" называют цифру 90% — и не считают, что показатель регистрируемых сделок в электронном виде необходимо приводить к 100%: надо уважать выбор покупателя. Некоторым комфортнее вариант "по старинке". К тому же не у всех клиентов просто-напросто есть гаджеты, позволяющие обратиться к онлайн-формату. Ещё одно препятствие для его масштабирования — ещё не все инструменты "существуют" в цифре. К таковым, например, относятся субсидии. То есть даже при желании приобщиться к "общему тренду" такая возможность будет не у всех.
"Значение цифровых механизмов усилилось с началом пандемии, и дальше их популярность только росла. По итогам 2020 года объём онлайн-сделок в Группе Аквилон составлял более 60% от общего количества ипотечных договоров. В 2021 году эта доля выросла до 80%, а по итогам I квартала 2022 года онлайн-ипотека – это уже практически 90% всех ипотечных сделок в нашей компании, — рассказывает директор по продажам Группы "Аквилон" Егор Фёдоров. — Дистанционно в Группе "Аквилон" приобретают не только квартиры или апартаменты, но и кладовые помещения, и парковочные места. Подавляющее большинство сделок оформлены в "Сбере", банке ВТБ и Альфа-Банке".
Коммерческий директор ГК "ПСК" Сергей Софронов заметил, что, по его мнению, необходимо разграничить регистрацию сделок в электронном виде саму по себе и регистрацию сделок с использованием ипотеки. В первом случае, чтобы увеличить процент тех, кто предпочтёт онлайн-формат, на текущий момент не предоставляется каких-то значимых преференций от использования таких сделок. "Скорее это плюсы для застройщика: он экономит время на регистрацию и, соответственно, на раскрытие денежных средств с аккредитивов на эскроу-счета; увеличивается скорость наполняемости последних — и для застройщика падает ставка проектного финансирования", — поясняет Сергей Софронов.
Эксперт говорит, что несколько иначе обстоят дела с цифровой ипотекой. "Здесь не всё так просто и гладко, — продолжает эксперт. — Далеко не все банки готовы идти по этому пути — и большинство банков (в количестве, но не в масштабе) всё-таки ещё подписывают бумажные кредитные договоры, и нам приходится отправлять их в бумажном виде. За счёт этого и не растёт глобально доля сделок в электронном виде с использованием ипотеки".
Платформы раздора
Светлана Денисова, начальник отдела продаж "БФА–Девелопмент", обратила внимание на другую проблему: застройщики сегодня не могут подать документы на электронную регистрацию напрямую через сервисы Росреестра. "Мы 100% наших сделок регистрируем с помощью сторонних по отношению к УФРС структур — это платформы, которые позволяют нам направить документы на оформление, — рассказала эксперт. — Это возмущает строительное сообщество давным-давно. И мы вынуждены нести дополнительные издержки, потому что платформы эти не бесплатны: из таких вот мелочей и складывается в конечном счёте конечная себестоимость продукта. Я считаю, это несправедливо по отношению к нашим гражданам, потому что это оплачивается из их кармана. И при этом сами эти платформы не являются универсальными и совершенными: не каждая позволит зарегистрировать сложную сделку, например вариант с выделением доли несовершеннолетним, — прокредитовать семью банк может, а зарегистрировать через свою платформу такую сделку нет".
Да, есть возможность найти другую — но с ней придётся разбираться. Как сказала Светлана Денисова, каждая новая платформа — это дополнительные трудности в работе для персонала, для менеджера, для застройщика. Одновременно с этим конкуренция невысока: небольшие банки не в состоянии разрабатывать свои собственные платформы, это слишком дорогое удовольствие. Поэтому девелоперы чаще всего вынуждены выбирать существующие универсальные варианты. Возвращаясь к вопросу затрат на саму услугу как таковую, строительные компании отметили, что с учётом объёмов продаж в месяц сумма может превышать 1 млн рублей. Поэтому начальник отдела продаж "БФА-Девелопмент" выразила пожелание бизнеса: "Хотелось бы, чтобы собственный продукт Росреестра, ресурс, был и гибким, и достаточно всеобъемлющим, и покрывал все возможные варианты запросов — чтобы мы работали напрямую с Росреестром".
Екатерина Кондрашёва поблагодарила участников дискуссии за обратную связь: "Думаем, с учётом сегодняшней беседы, что действительно необходимо дорабатывать электронные сервисы, чтобы они были удобны всем: и застройщикам, и гражданам".
Однако поступательные шаги к усовершенствованию сервиса уже ведутся, рассказал директор филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Санкт-Петербургу Дмитрий Яковлев. "В прошлом году мы переместили все наши цифровые сервисы на новый сайт Росреестра. Эта площадка более интуитивно понятна, шагов стало меньше, заявителям стало проще. Но вне зависимости от того, какой сервис мы выбираем (Росреестра или сторонний – банка), защищённость обеспечивается за счёт идентификации", — уточнил эксперт.
Дмитрий Яковлев выразил уверенность, что безопасность является основным критерием, который побуждает к выбору в пользу "цифры". Сегодня все документы, которые подаются в рамках учётно-регистрационных действий при помощи электронных сервисов, заверяются квалифицированной электронной подписью. Эксперт напомнил: "Это нам позволяет однозначно идентифицировать заявителя, удостовериться в целостности и неизменяемости тех документов, которые были подписаны. Следует также отметить, что и законодательство в этой сфере не стоит на месте. Есть так называемый закон об электронной подписи — и с 1 января 2022 года Минцифры усилило контроль за удостоверяющими центрами, которые выдают квалифицированные подписи, а также сократило их количество".
Таким образом, цифровая ипотека сегодня эволюционирует в режиме, вполне комфортном пользователю, — но это если брать среднестатистический и оценивать востребованность инструмента. Есть позиции, которые запаздывают в мир электронных версий. Что, впрочем, позволяет параллельно работать над усовершенствованием настроек и повышением комфорта использования сервисов.
“
Практически все этапы сделки в Аквилоне можно пройти дистанционно. В частности, покупатели могут через интернет забронировать понравившуюся квартиру, подготовить необходимые документы, оформить ипотеку, пройти электронную регистрацию, перевести деньги на эскроу-счёт или напрямую застройщику. Клиенту нужно прийти в банк лишь раз — для подписания кредитного договора. После регистрации система автоматически отправляет покупателю по электронной почте все документы, которые уже имеют юридическую силу. Некоторые банки предлагают возможность полноценной дистанционной сделки, без необходимости подписывать физический оригинал кредитного договора.
Офлайн оформляются те договоры, где тип сделки не позволяет воспользоваться дистанционным сервисом. Например, это переоформление рассрочки на ипотеку или покупка квартиры в сданном доме. Офлайн-формат также остаётся актуальными для частных случаев с привлечением военной ипотеки, субсидий, а кроме того сделок с участием органов опеки и попечительства.
В Группе Аквилон заметно выросло количество онлайн-покупателей квартир среди людей более старшего возраста, которые ещё год назад предпочли бы классический формат оформления сделки. Это подтверждает, что онлайн-сервисы по праву заслужили доверие людей. Наши клиенты всех возрастов успели оценить удобство и надёжность данного инструмента и больше не боятся им пользоваться.
Более того, для клиента это не только экономия времени, но и денег. Например, банки, где оформляется электронная ипотека, предоставляют дисконт на процентную ставку 0,3%. Покупателю также не нужно тратиться на оплату госпошлин, нотариальных доверенностей и пересылку документов. А весь процесс оформления сделки обычно укладывается в два дня.
Егор Фёдоров
директор по продажам Группы Аквилон
Полную версию круглого стола
"Прощай, офлайн: будущее за удалёнными ипотечными сделками"
можно посмотреть по ссылке.