Страховой рынок Петербурга лишился оптимизма

Автор фото: Ермохин Сергей

Страховой рынок Петербурга, выросший в 2021 году на 12%, в 2022–м снизится из–за экономической конъюнктуры.

Больше всего пострадают сегменты кредитного, ипотечного и автострахования. Страхование станет дорогой услугой и для многих компаний.
В прошлом году премии страховщиков в Петербурге выросли, по данным ЦБ РФ, на 11,8% — до 143,3 млрд рублей (без ОМС и страхования жизни). Выплаты увеличились на 20% — до 79,9 млрд рублей. Рост во многом объясняется низкой базой 2020 года с его ковидными ограничениями (по итогам 2020 года рынок вырос лишь на 3,4%).
Динамика общероссийского рынка в 2021 году была лучше: non–life–страхование РФ за прошедший год прибавило 15,9%, а в целом рынок вырос на 17,5%. Двузначные темпы увеличения премий наблюдались в большинстве видов, исключение составили страхование прочего имущества юридических лиц, которое продемонстрировало прирост на уровне инфляции, а также ОСАГО с околонулевой динамикой, отмечает старший директор по страховым и инвестиционным рейтингам агентства "Эксперт РА" Ольга Любарская.

Отыграли падение

Самыми быстрорастущими сегментами петербургского рынка стали каско, страхование от несчастных случаев, страхование недвижимости и прочего имущества физлиц, что было во многом связано с оживлением кредитования, и в частности с рекордными объёмами ипотеки. Сборы по каско увеличились на 16,5% в том числе из–за реализации отложенного спроса на новые автомобили. И они были бы выше, если бы не проблемы с наличием новых машин у дилеров, отмечают страховщики.
Небольшой рост у ОСАГО, на 4,7%, объясняется сохранением средней стоимости полиса. Благодаря ослаблению коронавирусных ограничений и возобновлению поездок за пределы РФ выросли продажи полисов для выезжающих за рубеж.
"Петербург показывает стабильный рост практически во всех сегментах рынка. Есть небольшое уменьшение доли регионального рынка в сегменте каско, но это общая тенденция по РФ. Во многом это последствия пандемии, нарушения логистических цепочек и пауз в работе некоторых автомобильных заводов за рубежом, как следствие — задержек в поставке новых автомобилей. При этом потребность в автотранспорте остаётся, увеличиваются объёмы рынка в сегменте б / у транспортных средств", — говорит Никита Кочуев, старший андеррайтер ЦОК СЗРЦ "РЕСО–Гарантия".
Корпоративное страхование также росло по всем направлениям — имущество и ответственность, грузоперевозки и страхование СРО, отмечает директор филиала "Абсолют Страхования" в Петербурге Галина Петрова. "В 2021 году мы наблюдали тенденции роста страхования в отраслях, связанных со строительством, грузоперевозками. Восстановили объёмы продаж страхования по лизинговым каналам. Остальные виды плавно подтягивались до уровня 2019 года", — рассказывает она.
Сегмент страхования имущества юридических лиц в регионе отыграл падение 2020–го и превысил объём премий 2018–2019 годов, темп его роста в регионе составил около 14%, добавляет Никита Кочуев.

Неоднозначные прогнозы

В текущем году рынок ждёт падения прежде всего в автостраховании и страховании недвижимости, считает исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "Универ капитал" Артём Тузов. Каско снизится за счёт падения продаж новых автомобилей, в том числе в лизинг, где страхование было обязательным условием. Страхование недвижимости сократится вслед за падением спроса на неё. "Последние годы от 50 до 90% продаж у застройщиков было за счёт ипотечного кредитования. Но с текущими ставками на ипотеку падение спроса неизбежно", — говорит Тузов.
Пока клиенты завершают оформление ипотечных договоров по предварительно одобренным условиям, спад на сегодня составил только около 15%, но уже в апреле ситуация по новым выдачам и, соответственно, по страхованию сильно ухудшится, ожидают в "Ренессанс страховании". "Уже сейчас мы можем констатировать повышение цен на запчасти и на каско в районе 20–30%, ожидаемый дефицит запчастей будет фактором дополнительного ценообразования. Подорожание автомобилей, запчастей и ремонта, усиливающийся дефицит машин, перестройка логистических цепочек будут основными детерминантами для моторного страхования в ближайшее время", — говорит директор филиала "Ингосстрах" в Санкт–Петербурге Владимир Храбрых.
По мнению Владимира Чернова, аналитика ИК "Фридом Финанс", в первую очередь могут пострадать каско, ДМС, а также страхование грузов на фоне ограничений на внешнеторговые отношения и снижения грузооборота. В количественном выражении сборы могут снизиться на 30–40%, но с учётом подорожания страховых полисов — только на 10–15%. Положительной динамики можно ждать прежде всего от ОСАГО, страхования недвижимости и имущества физических и юридических лиц, а также страхования оборудования, считает эксперт.
Ещё в январе можно было прогнозировать рост востребованности страховых услуг на уровне не менее 30%, но сейчас прогнозы зависят от массы факторов, говорит Галина Петрова. По её мнению, автострахование может просесть ввиду остановки автозаводов, в том числе отечественных, и прекращения поставки новых авто и автозапчастей иностранными производителями в Россию. Хотя эксперт не исключает, что сборы могут и вырасти, поскольку автовладельцы, которые не страховали машины ранее, будут опасаться угонов и дорогостоящего ремонта.
Также, по мнению Галины Петровой, сократятся объёмы сборов по страхованию трудовых мигрантов, отток которых возможен в связи со значительным снижением курса рубля. Ипотечное страхование пострадает от заградительных ставок по кредитам, страхование выезжающих за рубеж — в связи с остановкой авиаперевозок. Корпоративный рынок большей частью перейдёт в поле "закупочных процедур", и на свободном рынке останутся незначительные объёмы, страхование станет для свободного рынка достаточно дорогой услугой, предполагает Петрова.

Зависимость от господдержки

Ещё нет чёткого понимания, до какого уровня откатится экономика, сколько и какие предприятия будут закрыты в РФ, вернутся ли международные компании, возобновятся ли логистические, транспортные цепочки, будет ли рост безработицы, перечисляет Никита Кочуев. "Сейчас ситуация во многом зависит от государственной поддержки. Для развития импортозамещения уже анонсируется множество субсидий и иных мер. Многие инвесторы Петербурга изучают возможности для предприятий, способных заменить импортные товары, но все понимают, что это работа не на один год", — говорит он.
Для страховщиков в текущей ситуации остро встаёт вопрос о сохранении бизнеса и повышении его рентабельности, подчёркивает Владимир Чернов. Крупные игроки рынка останутся на плаву и смогут даже немного увеличить доходы за счёт развития других направлений, повышения тарифов и увеличения доли рынка на фоне банкротств небольших компаний, считает он.
Критической ситуации мы не прогнозируем. Спрос даже может получить дополнительный импульс: в условиях затруднения доступа к заёмным средствам страховая защита активов особенно актуальна. Сегменты, которые зависят от кредитования, вероятно, пострадают больше. Возможно, рост покажет каско из–за резкого увеличения стоимости автомобилей и, как следствие, сборов. В корпоративном сегменте, вероятно, вырастет ДМС из–за медицинской инфляции, связанной с высокой долей импортного оборудования и материалов. Компании, которые пока не понимают ситуацию в своём бизнесе, выдерживают паузу. Основное направление приложения усилий в текущей ситуации — продолжение работы по диджитализации процессов и подстройка их под изменяющиеся потребности клиентов.
Татьяна Никифорович
вице–президент по развитию Северо–Западного дивизиона "Ренессанс страхование"
2022 год мы оцениваем консервативно: рынок не должен упасть, но и предпосылок для роста не много. Основные потери прогнозируем в сегменте авиастрахования, страхования грузов, морского, банковского страхования. Основное влияние будут оказывать наложенные санкции. В сложные экономические моменты розничное страхование, как правило, растёт. Основная угроза лежит в сфере банковского страхования — за счёт снижения количества выдаваемых кредитов. Положительная динамика ожидается в ДМС, страховании имущества физических лиц, ОСАГО. Как и другие игроки, мы уже ощутили первые последствия сложившейся ситуации. Прежде всего наблюдаем стагнацию в рынке каско юрлиц из–за снижения объёмов лизинга, роста тарифов. Остальные виды пока сохраняют тренды прошлого года.
Константин Алтунин
замдиректора филиала "Росгосстраха" в Петербурге и Ленобласти по корпоративному страхованию