Пустили в нерасход: Смольный готовится к сокращению бюджетных трат

Автор фото: shutterstock

В Смольном готовятся к тяжёлым временам и планируют сокращать бюджетные расходы. Пока официальной информации нет, а говорят разное: от простого урезания капвложений до создания гигантского резервного фонда.

О готовящихся корректировках бюджетных расходов ещё с февраля "ДП" сообщили несколько источников в госорганах. Не скрывает планов и сам комитет финансов Смольного, но говорит о них аккуратно: "Пока смотрим расходы на предмет оптимизации". Никаких окончательных решений пока не принято, заверяют комитеты, отмечая, что "вопрос оптимизации расходов находится в стадии обсуждения".

Общее урезание

"Со всех комитетов хотят срезать примерно по 5% от их бюджета. Для комитета по транспорту, например, это порядка 4,8 млрд рублей. Мы этому не обрадовались и возмутились. Расходы, предложенные Комфином, некорректно сокращать", — поделился один из собеседников в Комтрансе. Комитетом финансов, по его словам, было заявлено: либо урезаете сами расходы, либо мы сделаем это за вас.
Примерно такой же подход был во время секвестирования бюджета в первый ковидный год. Правда, некоторые источники "ДП" утверждают, что сейчас формально его могут и не править, чтобы не нагнетать: просто некоторые статьи не профинансируют. Также источники делятся слухами о планах нарастить объём резервного фонда Смольного, ныне составляющего 27,5 млрд рублей, до 150 млрд. Однако это точно невозможно сделать без корректировки.
По данным "ДП", у Комтранса хотят срезать деньги на закупку подвижного состава. Это автоматически ударит по промышленности, а в случае петербургского производителя "ПК ТС" (с ним заключён контракт на поставку 57 трамваев) — дополнительно коснётся налогов в бюджет и рабочих мест. Последние закупки трамваев (54 с ретродизайном и 81 трёхсекционный), поставщики по которым пока не определены, завязаны на федеральный инфраструктурный кредит. Отказ от них ставит под сомнение получение всего займа, который должен был пойти и на финансирование ряда крупных дорожных объектов.
К тому же, по данным "ДП", лизинговая компания для ретротрамваев нашлась со ставкой всего лишь 9,5%, что в нынешних реалиях можно расценивать как удачу, которую упускать нельзя.
У метро хотят снять 10 млрд рублей с 2022 года. "Это будет критично. Останутся деньги, только чтобы достроить действующие объекты: станцию “Горный институт” на оранжевой ветке и “Юго–Западную” с “Путиловской” на коричневой. Также останется небольшая сумма, чтобы какой–то задел по проектам сделать. Без проектирования вообще всё остановится", — говорит собеседник "ДП" в Смольном, отмечая, что новые объекты метро начать не получится, если случится секвестр.
Напомним: финансирование метро в 2022 году было увеличено до 30 млрд рублей. "Метрострой Северной столицы" планировал приступить к работам на зелёной ветке за станцией "Беговая".

Марьино не покупается

Сфера промышленности может потерять порядка 4,5 млрд рублей в нынешнем году. Например, власти не будут выкупать индустриальный парк "Марьино" у группы ВТБ, правда, не по своей вине — причиной стали технические сложности со стороны продавца. В бюджете на 2022 год на эту сделку был заложен 1 млрд рублей: эти деньги теперь, скорее всего, перераспределят на другие цели.
Как уверяют в финансовом блоке, все соцобъекты (сады, школы, поликлиники), уже находящиеся в стройке, будут строить, а вот с запуском новых не всё так радужно. "ДП" ранее уже писал об этом. Как говорят источники, объекты на начальной стадии и без контрактов практически не имеют шансов на старт в этом году.
В частности, под вопросом запуск крупных инфраструктурных проектов, заявил недавно финансовый вице–губернатор Алексей Корабельников, не конкретизировав свою мысль. Эксперты говорят, что речь в первую очередь может идти об объектах здравоохранения, в смете которых серьёзную составляющую имеет импортное медицинское оборудование. Ранее в связи с пандемией город анонсировал крупные стройки в этой сфере и реконструкцию старых больниц.

Своего не отдадим

Комитеты сейчас бьются с финансистами за свои расходы. Комтранс, в частности, среди наиболее дорогих для себя направлений называет реализацию в полном объёме транспортной реформы и все программы, утверждённые губернатором, в том числе обновление подвижного состава (троллейбусов и трамваев), а также соответствующей инфраструктуры, закупку вагонов метрополитена, расширение зоны платной парковки и информатизацию транспортной отрасли.
"До конца точка не поставлена, но каждый орган власти будет защищать те расходы, которые являются приоритетными. Идти просто по предложению Комфина нельзя", — прокомментировал сотрудник одного из комитетов.

Неочевидные потери

Пока чиновники публично не отчитались о прогнозах потерь доходов бюджета из–за закрытия производств и ухода иностранных компаний. Основная проблема — сокращение поступлений в городской бюджет налогов на прибыль. Доля этих сборов в нынешнем году — 32%, или 280 млрд рублей. В местный бюджет компании ежемесячно авансовым методом платят 17% прибыли. Финансовая отчётность по итогам 2021 года у большинства иностранных компаний не раскрыта. Но за 2020 год, например, "Фацер" и "Валио" совокупно заплатили 134 млн рублей, Raven Russia — ещё 115 млн (расчёт по операторам складских комплексов в Шушарах и Горелово). Уже закрытые бренды общепита, промтоваров или одежды в основном зарегистрированы в Москве, налог на прибыль платили туда же.
Более ощутимыми могут стать неплатежи от крупных инвесторов: например, "Хендэ Мотор" за 2020 год перечислила в бюджет 1,2 млрд рублей. С другой стороны, иностранные компании часто отражали убытки: в том же году "Объединенные пивоварни Хейнекен" — 1,8 млрд рублей, "Ниссан мэнуфэкчуринг Рус" — 2,2 млрд. При этом из бухотчётности видно, что убыток часто возникал из–за выплаты заёмных средств. Получатель не указан, но, как правило, это как раз транши в головные организации — учредителям (по двум компаниям это 1 и 14 млрд рублей соответственно).
Но здесь возникают новые потери: после приостановок производства или закрытия бизнеса персонал по ТК РФ начинает получать 2/3 от среднего дохода. В итоге бюджет автоматически сталкивается с сокращением поступлений и по НДФЛ, который составляет 40% его доходной части. Оценить недополученные доходы от закрытого бизнеса и его сотрудников в марте невозможно: это будет видеть только фискальный орган и только ближе к концу апреля. Опрошенные "ДП" эксперты говорят о 5–15% сокращения доходной части по налогу на прибыль организаций и НДФЛ, с оговоркой, что с финансовыми трудностями столкнулись не только иностранные компании. Отсюда идеи чем–то компенсировать выпадение доходов почти своевременны, хотя уже и выглядят запоздало.
Мы написали губернатору письмо и обозначили необходимые меры для стабилизации ситуации, которые нужно реализовать. Первым пунктом идёт сохранение всех действующих контрактов по строительству транспортной инфраструктуры как минимум, в запланированные сроки. По объектам, которые уже находятся в стройке, секвестирования допускать нельзя. А если говорить о секвестировании, то у нас действительно большой финансовый задел по метростроению, который при этом не подкреплён проектной документацией. Деньги выделены на стройку, а проектов как таковых ещё нет. Это, с одной стороны, задел, но сегодня его можно вполне безболезненно использовать для решения задач, для которых резервный фонд создаётся. Было бы неплохо, если бы деньги из этого фонда пошли не только на гуманитарные и социальные цели, а, например, на реализацию федерального постановления № 1315, позволяющего подрядчикам увеличить размер государственных контрактов до 30% в связи с удорожанием строительных материалов.
Кирилл Иванов
Директор ассоциации "Дормост"
Государство делает ставку на развитие частного бизнеса. Задача по обеспечению МСП всем необходимым становится одной из приоритетных. В этом смысле Петербург в числе лидеров. По предварительным оценкам, в 2022 году планируется удвоение объёмов продаж госимущества, это в основном помещения для малого бизнеса. Если в 2021 году РАД реализовал городские активы примерно на 3 млрд рублей, то в 2022–м доход казны может превысить 5,5 млрд. Это и основа для развития предпринимательства, и рабочие места, и реальные доходы в бюджет.
Андрей Степаненко
гендиректор АО "Российский аукционный дом", председатель комитета по организации торгов "Деловой России"
Выпадающие доходы бюджета вряд ли получится компенсировать за счёт заимствований. Спрос на муниципальные облигации сейчас отсутствует. С ликвидностью ситуация не фонтан, рынок работает в ограниченном режиме и главной функции — нахождения равновесной цены — не выполняет. Но и до третьей декады февраля ликвидность в муниципальных облигациях была достаточно слабая, многие выпуски покупались крупными инвесторами до погашения. В условиях текущей конъюнктуры мы не ожидаем большого потока новых облигационных выпусков (если они вообще будут в ближайшее время).
Руслан Мустаев
портфельный управляющий УК "Открытие"

Хорошо незабытое старое

Антон Мухин
Нет худа без добра: к нынешней тяжёлой ситуации городские чиновники подошли морально подготовленными и закалёнными. Как рассказал в недавнем телеэфире Александр Беглов, "мне очень понравился настрой представителей малого и среднего бизнеса. Они сказали: “Мы пережили девяностые годы и сейчас выживем”". Это удивительно: казалось, те, кто были малыми бизнесменами в 1990–е, сейчас должны быть либо крупными, либо на кладбище. Но, оказывается, нет, некоторые из них так и остались малыми. Что лишний раз подчёркивает многолетнюю стабильность нашего государственного устройства.
Опыт 1990–х для преодоления нынешних кризисных явлений Смольному не пригодится, потому что он из истории другого государства — это как пытаться развивать агропромышленный комплекс по монографии про столыпинские реформы. И крестьянских общин уже нет, и в Сибирь новые земли осваивать никто не поедет, и, главное, сеять и пахать некому.
А более свежие ковидные практики сейчас очень кстати. Достаточно стряхнуть с них тонкий слой ратушной пыли — и вот готовая программа спасения городских финансов и экономики. Причём без карантинов и локдаунов.
Механизм сокращения бюджета, вне зависимости от того, будет оно формальным или фактическим, в виде недофинансирования определённых расходных статей, был опробован в первом ковидном году. Зарплаты урезать нельзя, первое, на чём можно экономить, — капитальные вложения. Ремонты, бюджетные стройки и т. д. Всем официально объявляют, что надо ужаться на определённый процент (в 2020 году, кажется, просили сокращаться на 10%). После чего начинается долгая кабинетная игра и забеги по смольнинским коридорам. Те, кто бегает лучше и быстрее, смогут доказать, что их расходы ужасно важные и так сильно сокращены быть не могут. Кто похуже — в итоге похудеют и за себя, и за того парня.
Хотя природа у тех и нынешних проблем совершенно разная, симптомы одинаковые: нарушение логистики, рост цен, снижение покупательной способности населения. И, наверное, бороться с ними нужно плюс–минус так же. Льготными кредитами, отменой проверок, снижением барьеров, поддержкой импортозамещения и другими красивыми словами, которые все прекрасно знают. Тем более что никаких других способов всё равно не изобретено.
Разница, однако, в моральной составляющей. Два года назад у страданий был очевидный и скорый конец: должны были изобрести вакцину, появился бы коллективный иммунитет или, в конце концов, вирус прошёл бы сам — как до него проходили чума, оспа и холера. Сейчас же конец не видится ни скорым, ни очевидным. А бороться с кризисом, не имеющим конца, проблематично.