Арктика за неделю: потеря финансирования, турецкий плавдок и заполярная станция

Автор фото: Тихонов Михаил

Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализует проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в Арктическом регионе как в России, так и за рубежом.

СШХ берёт вынужденный тайм-аут

Строительство Северного широтного хода (СШХ) — железнодорожного коридора протяжённостью 707 километров в ЯНАО — будет остановлено до лучших времён. Такое решение приняло правительство по итогам совещания, прошедшего под председательством вице-премьера Марата Хуснуллина.
Причина — дефицит заёмных средств. В прошлом году правительство выделило на проект 50 млрд рублей (из примерно 300 млрд, необходимых для его претворения в жизнь) через механизм инфраструктурного кредитования регионов, а недостающая часть суммы должна была поступить от концессионера — структуры РЖД. Однако теперь с привлечением капиталов связаны высокие риски, утверждают в правительстве. Поэтому с СШХ придётся повременить, а деньги, отведённые под эту инициативу, смогут найти применение в другом месте.
СШХ — типичный заполярный долгострой. Первые планы его создания появились ещё в 2003 году, но тогда дело далеко не продвинулось. Потом были долгие годы согласований и, главное, поиска финансирования, каковое наконец-то нашлось к началу 2021 года… чтобы ныне быть перенаправленным на более важные объекты инфраструктуры. Например, на Восточный полигон РЖД.
Серьёзна ли эта потеря для нашей Арктики? Пожалуй, нет. Подобные проекты хороши в спокойные времена, когда возможно долгосрочное планирование, и есть свободные средства. Сейчас же подобной роскоши страна себе позволить не может.

Главгосэкспертиза даёт "добро"

Главное управление государственной экспертизы РФ одобрило проект строительства порта для нужд горно-обогатительного комбината "Росатома" на острове Южный архипелага Новая Земля. Порт станет важным логистическим звеном в контексте освоения Павловского месторождения свинцово-цинковых руд: вначале он будет принимать грузы для сооружения ГОКа, а далее — отгружать продукцию последнего.
Проект обещает стать одним из крупнейших за Полярным кругом. Его суммарный объём инвестиций оценивается в районе 80 млрд рублей, при этом будет создано около 2 тыс. рабочих мест. Ожидается, что Павловский горно-обогатительный комбинат будет давать порядка 220 тыс. тонн цинкового и 47 тыс. тонн свинцового концентрата в год.
К сожалению, реализация проекта не обещает быть гладкой. Так, существуют небезосновательные опасения, что санкции помешают закупкам оборудования, необходимого для запуска комбината. В свою очередь, его продукция изначально ориентировалась на экспорт: в России банально отсутствуют достаточные мощности по переработке цинка и свинца. Теперь же "Росатому" придётся поломать голову над тем, куда перенаправить как минимум часть поставок.

Турецкий плавдок для российских атомоходов

В Турции началось строительство плавучего дока, предназначенного для обслуживания наших универсальных атомных ледоколов проекта 22220.
Плавдок будет сооружён на верфи Kuzey в Стамбуле. Согласно условиям контракта, заключённого между "Атомфлотом" и Kuzey Star Shipyard, процесс строительства, включая доставку плавучего дока в порт Мурманска, займёт 29 месяцев. Контракт общей стоимостью около 5 млрд рублей был подписан в июне 2021 года по итогам тендера.
История с плавдоком обнажила целый ряд проблем, напрямую влияющих на присутствие России в Арктике.
Во-первых, выяснилось, что российские судостроители не готовы работать за деньги, предложенные "Атомфлотом" — в отличие от иностранцев. Во-вторых, наблюдающаяся перегруженность отечественных верфей, которая стала одной из дополнительных причин передачи данного заказа за границу, указывает на серьёзные недостатки в долгосрочном планировании в отрасли. А в-третьих, в результате всего этого работа современных атомоходов проекта 22220 в Арктике попадает в косвенную зависимость от страны-члена НАТО, которая теперь сможет манипулировать сроками (да и самой возможностью) сдачи плавдока.

Норникель проследит за мерзлотой

В Норильске был запущен в опытно-промышленную эксплуатацию единый диспетчерский пункт "Норникеля", задачей которого является сбор информации о состоянии многолетнемёрзлых грунтов в городе. В компании полагают, что такой мониторинг позволит безаварийно эксплуатировать её промышленные объекты, а в перспективе — и жилую инфраструктуру города.
Кроме того, данные, собранные в ходе мониторинга, будут передаваться для изучения в Заполярный госуниверситет, а также МГУ и "Бауманку". Это даст отечественным учёным возможность лучше ознакомиться с процессами, протекающими в толще мерзлотных почв.
Зачем следить за мерзлотой? Дело в том, что мерзлота, ещё недавно официально именовавшаяся "вечной", постепенно перестаёт таковой быть. В последние годы наблюдается активное оттаивание мерзлоты, территориально затрагивающее всё более северные широты. А это формирует значительные угрозы для всей человеческой деятельности на "Северах": растёт риск подтопления фундаментов, разрушения элементов инфраструктуры. Поэтому любые начинания, направленные на нейтрализацию этих вызовов, можно только приветствовать. Одна проблема — пока что эти усилия носят недостаточно системный характер.

Петербург поможет арктической навигации

В научно-производственном арктическом кластере Санкт-Петербурга стартовал проект по созданию высокоширотной радиолокационной станции с возможностью обмена данными. Она предназначена для обнаружения объектов в сложных климатических условиях и мониторинга ледовой обстановки.
Как заявляют разработчики, запуск станции позволит судам ускорить проход сложных участков в северных широтах, а также снизить риски задержек и аварий. Благодаря ей обслуживание судов, осуществляющих плавание в северных морях, может стать более экономичным и оперативным. Тема актуальная — одним из вызовов на пути развития СМП как круглогодичной магистрали является необходимость обеспечения безопасной навигации.
Кстати, недавно в состав кластера, созданного в 2020 году под эгидой комитета Санкт‑Петербурга по делам Арктики, вошли ещё две организации. Таким образом, общее количество участников этого объединения, нацеленного на производство инноваций для высоких широт, достигло двадцати семи.