Наука без границ: надо ли получать экономическое образование за рубежом

Автор фото: Ковалев Петр

Успех любого топ-менеджера, в том числе в сфере недвижимости и девелопмента, во многом зависит от образования. Совершенствовать свои навыки можно на протяжении всей карьеры. Где это лучше делать — в обзоре спецпроекта "ДП" "Контуры будущего".

В эпоху VUCA (Volatility, uncertainty, complexity and ambiguity) топ-менеджер должен демонстрировать скорость принятия решений, бизнес-проницательность, умение чувствовать тончайшие изменения среды, рынка и своих клиентов. Получить такие навыки в России можно, но в редких случаях. По словам финансового директора ИТ-компании "Рексофт" Елены Шумеевой, руководителям нужно обязательно пользоваться возможностью образования за рубежом.
"Либо получать образование в России, а затем получать "расширение" к нему на различных postgraduate-программах в любом иностранном вузе. Россия идёт по пути сближения с международными стандартами и подходами в экономике, поэтому нужно попытаться получить максимально полное представление о том, как к финансам подходят иностранные коллеги", — говорит эксперт.
Прежде чем решить, отправляться за экономическим образованием за рубеж или нет, нужно понять, что именно не хватает топ-менеджеру, рассуждает профессор департамента экономической безопасности и управления рисками факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ Светлана Юшкова.
"Если в перспективе стоят сделки по IPO, приобретение долей иностранных компаний, выход на зарубежные рынки, в этом случае есть понимание того, что необходимо будет погрузиться в новые формы отчётности или разработки системы показателей. Если есть необходимость найти новых партнёров с иностранным капиталом и расширить деловые связи, можно смело искать обучение в иностранных бизнес-школах по финансовому профилю. Если мы имеем ввиду полноценное очное дорогостоящее обучение, необходимо понимать, принесёт ли оно ожидаемый экономический эффект для развития бизнеса, если вы работаете только в России и у вас нет иностранных партнёров и иностранной отчётности в компании. Во всех иных случаях потребности в сфере экономического образования для руководителей с лихвой покрыты в отечественном бизнес-образовании в профиле финансового менеджмента или интернет-среде, включая иностранные образовательные продукты", — подчёркивает Светлана Юшкова.
Руководитель программы MBA в Институте мировой экономики и бизнеса (ИМЭБ) РУДН Наталья Сахарчук считает, что необходимости ехать за рубеж для получения экономического образования нет. "В России, причём не только в двух столицах, есть вузы, дающие прочные современные знания в области экономики и бизнеса. Однако, при наличии возможностей, контактами и обменами с зарубежными университетами следует воспользоваться. Крупнейшие компании России, в частности, Сбербанк и Газпром, имеют в своей структуре корпоративные университеты, где их сотрудники получают бизнес-образование. Кроме того, при необходимости компании оплачивают учёбу своих сотрудников в сторонних образовательных учреждениях, в том числе в ведущих зарубежных школах и университетах", — добавила Сахарчук.
Активный спрос на soft skills диктует новые правила обучения для топ-менеджеров корпораций, отмечает CEO компании Educate Online Александр Желтов. Кандидатам, которые хотят построить успешную карьеру в сфере экономики, уже недостаточно навыков анализа финансовых данных. Постоянные изменения провоцируют не только российские, но и зарубежные вузы на внедрение новых, гибких методологий обучения. Например, онлайн-программы по финансам представлены в Нью-Йоркском университете. Очное обучение в топовых мировых вузах дороже онлайн-формата. При этом его важный плюс — возможность развиваться в сильном окружении.
"В целом, международные компании разделяют концепцию life-long learning и понимают, что это не просто тренд, о котором все говорят, а действительный подход к обучению, который позволит сотрудникам быть наиболее эффективными", — подчеркнул Желтов.
Какие знания и навыки топ-менеджера наиболее востребованы в нынешних условиях? Прежде всего это цифровые компетенции, продиктованные повесткой цифровой экономики и условиями постоянных постковидных ограничений. Цифровые инструменты, информационные системы, облачные технологии, работа с большими данными, виртуальная и дополненная реальность меняют современные требования к руководителю любого звена. Бесспорное конкурентное преимущество обеспечивают знания финансовых инноваций и финансовых технологий в различных сферах финансовой системы и бизнес-процессах. Сохраняют актуальность так называемые soft-навыки, среди которых — творческое мышление, эмоциональный интеллект, умение работать в условиях многозадачности, способность к самообразованию. Следует признать, что проблема дефицита кадров, обладающих подобными компетенциями, остаётся актуальной для российского рынка труда, что продиктовано рядом обстоятельств. Тем не менее рынок образовательных услуг динамично реагирует на запросы потребителей, предлагая широкий спектр программ высшего и дополнительного профессионального образования, реализуемых в различных форматах. При существующем многообразии скорее возникает проблема их идентификации и правильного выбора. В современных условиях в пользу образовательных программ, реализуемых российскими вузами, выступает ряд аргументов: по содержательным характеристикам отечественные программы престижных вузов не уступают зарубежным аналогам, занимая более привлекательные позиции в части ценовых параметров; российские программы нередко ориентированы на формирование специализированных знаний, обеспечивающих дополнительные преимущества в конкретных профессиональных областях с учетом российских реалий; к образовательному процессу вузы часто привлекают иностранных преподавателей и обеспечивают слушателям доступ к крупнейшим информационно-библиотечным платформам; в преподавательском составе немало практикующих специалистов. Большое значение имеет тот факт, что значительное количество программ разрабатывается и реализуется российскими вузами совместно с зарубежными вузами-партнерами или крупными компаниями-представителями соответствующей индустрии, создавая дополнительные возможности для обучающихся и выпускников. Таким образом, в современных условиях сложно поддержать скептицизм по поводу способности российских образовательных программ соответствовать ожиданиям потребителей и обеспечивать качественное экономическое образование.
Маргарита Васюнина
кандидат экономических наук, руководитель департамента общественных финансов, доцент кафедры "Государственный финансовый контроль и казначейское дело" в Финансовом университете при Правительстве РФ
Объективная реальность такова, что, как и многие другие отрасли в нашей стране, отечественное бизнес-образование совершило гигантский скачок за последнее десятилетие. В целом отечественное бизнес-образование стало качественным и глубоким. Во всяком случае, если речь идёт о бизнес-школах, а не фейковых конторах, которые продают успешный успех. Это раньше, действительно, имело смысл учиться за рубежом, потому что аналогичного уровня обучения у нас в стране не было. Но сейчас всё иначе. Ведущие российские бизнес-школы уже не только не уступают, но и превосходят многие западные аналоги. У меня самого управленческое образование, когда-то полученное в Германии, Швеции, Голландии и Великобритании — я знаю, о чём говорю. За последнее десятилетие рынок отсеял большинство некачественных бизнес-школ и чётко определил ведущие школы. Лидирующие в своих областях отечественные бизнес-школы вошли в мировые рейтинги и занимают там достойные позиции. Всё больше иностранцев выбирает отечественные знания. Например, наша бизнес-школа вышла на глобальный рынок и обучает собственников и управленцев из 70+ стран мира. Они идут учиться методикам и инструментам, которые им преподаются русскими преподавателями. Говоря об источниках оплаты обучения, в отличие от Запада, в России оплата обучения с помощью кредита, взятого в банке, не популярна. За всю практику я не видел ни одного российского студента, который бы пользовался кредитом. При этом зарубежные студенты, которые оплачивают обучение в нашей бизнес-школе из кредитных денег — не редкость. Однако сейчас на Западе инфляция фактически такая же, как и у нас. Сохранится ли там привлекательное кредитование — время покажет.
Андрей Коляда
Ректор бизнес-школы EMAS
Как правило, топ-менеджер — это руководитель. Эффективному руководителю сегодня недостаточно владеть только "базовыми" компетенциями (специальными знаниями, управленческим опытом, умением брать на себя ответственность и т.п). Важен постоянный апгрейд не только в профессиональной плоскости, но и саморазвитие. Эрудиция и эмпатия — вот те надстройки базиса, которые должны быть у современного топ-менеджера вне зависимости от сферы деятельности. Кроме того, построить успешную карьеру без soft skills в будущем будет весьма проблематично. Сейчас российское экономическое и бизнес-образование вышло на качественно другой уровень, по сравнению с 90-ми и нулевыми. Разумеется, в те годы зарубежное обучение было в приоритете. Сейчас ситуация изменилась, и достойные конкурентоспособные программы есть и у нас.
Светлана Саюнова
директор филиала СДМ-Банка в Санкт-Петербурге
Выбор дальнейшего образования во многом зависит от того, в какой точке находится менеджер на текущий момент и как планирует развитие своей дальнейшей карьеры. Просто хорошее экономическое образование может быть увлекательным и вряд ли окажется лишним, но максимальный эффект от обучения можно получить, только применяя полученные знания на практике, причём в ближайшее время, а не через пять, семь или десять лет. Актуальность многих знаний стремительно снижается с течением времени, как и эффективность вложенных в образование инвестиций. Если менеджер видит своё развитие в транснациональной корпорации, то, конечно, имеет смысл обратить внимание на зарубежные программы, чтобы ориентироваться в международных кейсах. Если же человек строит карьеру в российских компаниях, то нужно отдавать себе отчёт, что несмотря на высокое качество западного образования, многие кейсы и теоретические выкладки могут оказаться неактуальными для российской действительности. В этом случае лучше рассмотреть российские или совместные программы, чтобы не отрываться от реальности.
Дмитрий Дударев
директор по персоналу агентства КРОС
Сегодня для получения специализированного образования не обязательно покидать родную страну. Тем более если речь идёт про технологии маркетинга, продаж, экономики и бизнеса в целом. Онлайн-образование больше 10 лет стало настоящим конкурентом специализированных оффлайн учреждений. Учитывая сегодняшнюю ситуацию удалённые курсы особенно актуальны и неслучайно EdTech-рынок получил сильный скачок за последние три года. Менеджеры высшего звена могут записаться на международные курсы и проходить их в онлайн-формате. Я проходил программу MBA удалённо, но это дорогостоящее удовольствие. Альтернативой для получения быстрых и актуальных знаний могут выступать многочисленные площадки, типа Udemy. Получить консультацию возможно обратившись напрямую в Linkedin или Upwork к специалисту. Например, HR может понять устройства новых площадок для найма, или Project-менеджер проконсультироваться с разработчиками ПО, чтобы подготовиться к запуска продукта в компании. Сильные экономические знания возможно получить в ВШЭ, МГУ и других российских вузах. Для оффлайн занятий совершенно необязательно выезжать за рубеж, если речь идёт о фундаментальных знаниях.
Владимир Соколов
Генеральный директор холдинга Black Horse
Сейчас кардинально меняется роль топ-менеджеров в компаниях, особенно в сфере ИТ. Раньше руководители выполняли классические пять функций менеджмента — и этого было достаточно. Но постепенно такой тип руководства, когда топ-менеджер лишь выстраивает бизнес-стратегию и контролирует работу подчинённых, уходит в прошлое. Руководителям нового поколения важно глубоко разбираться в бизнесе, продуктовой линейке компании, быть включёнными в процессы на разных уровнях организации, то есть много "работать руками". Эффективные топ-менеджеры сегодня в целом уходят от иерархического стиля управления и выстраивают партнёрские отношения с командой. При таком раскладе сотрудникам проще высказывать свои идеи и делиться инсайтами — а это критически важно в условиях быстро растущей конкуренции на многих отраслевых рынках. Благодаря широкому распространению онлайн-обучения в России можно получить образование международного уровня. К примеру, я учился в Гарвардской школе бизнеса полностью дистанционно. Но важно понимать: если получить только зарубежное образование, в перспективе придётся дополнительно изучать специфику ведения бизнеса в России, отечественного налогообложения и многие другие особенности локального рынка. Обучение в зарубежных вузах позволяет усилить компетенции человека, но, на мой взгляд, оно полезно скорее как надстройка, а не как основное образование.
Дмитрий Махлин
директор по развитию HRlink
У топов чаще всего есть высшее экономическое образование. Это фундамент, который в 90% неприменим для реальной экономики, но он даёт понимание всех процессов. В целом, нужно отправлять на MBA. Есть различные виды MBA-образования. И важно понимать, какое именно нужно. В России есть много MBA. Например, есть в Москве, в Санкт-Петербурге. Соответственно, это разные сертификаты. Тут нужно смотреть конкретно. Например, если хотят экономическое образование, то нужно выбрать место именно с этим уклоном. В целом, MBA экономической направленности в России — это хорошее образование, которое соответствует требованиям для топ-менеджмента. Для топ-менеджеров MBA считается обязательным. Конечно, нужно смотреть, о какой компании речь. Но если ты уже пошёл в рост и хочешь дальше расти по карьерной лестнице, то MBA обязателен.
Алексей Максимченков
предприниматель, инвестор