Петербуржцы устали от ограничений и массово пошли в магазины косметики

Автор фото: ТАСС

Количество магазинов косметики и бытовой химии в Петербурге растёт. Их развитие стимулируется бурным строительством новых ЖК в городе и области.

В Петербурге растёт количество монобрендовых магазинов косметики и дрогери–сетей. За прошлый год "Магнит Косметик" открыл более 50 точек в Петербурге и Ленинградской области. Петербургская сеть Levrana выросла до 10 магазинов, открылись новые магазины ESTEL Beauty Shop. В городе появились три магазина производителя косметики Kiko Milano. Сеть "Подружка" активно открывает новые магазины не только в Петербурге, но и в других городах. Уральская сеть "Золотое яблоко" открыла в прошлом году вторую точку в ТРЦ "Галерея". Сеть "Озерки дрогери" на данный момент насчитывает шесть магазинов. Сократилось лишь количество точек сетей Mixit и NYX.
Генеральный директор сети "Улыбка радуги" Алексей Баулин отмечает, что за прошлый год они открыли 20 магазинов в домашнем регионе и вплотную приблизились к 300 торговым точкам. В дальнейшем компания планирует наращивать своё присутствие в Петербурге и Ленобласти, чтобы отстоять статус крупнейшей дрогери–сети.
Генеральный директор А2 Retail Ольга Аткачис отмечает, что FMCG–направление представлено как у крупных продуктовых ретейлеров, таких как "О'Кей", "Лента", "Пятёрочка", так и у промгруппы, включившей в свой ассортимент товары первой необходимости, — "Улыбка радуги", "Магнит Косметик", Watson и др. Сегодня этот сегмент является одним из самых активно развивающихся. Количество офлайн–магазинов не сокращается, напротив, у большинства игроков оно стабильно прирастает. Они одними из первых открываются в новых жилых комплексах в спальных районах города и на примыкающих областных территориях. Ярких закрытий или релокаций в данном сегменте в 2021 году не было.
"Магнит Косметик" в компании считают одним из наиболее успешных и востребованных, а также быстрорастущих направлений.
"Чистая розничная выручка формата в 2021 году выросла на 13,4% и составила 152,2 млрд рублей. На это повлияла, в частности, наша кластеризация ассортимента в зависимости от локации магазина. А также запуск в 2020–2021 годах собственной и партнёрской доставки", — уточняют в пресс–службе ретейлера.
В 2022 году "Магнит" намерен продолжать усиливать онлайн–канал, который получил бурное развитие на фоне пандемии, в том числе и в beauty–сегменте. В компании ожидают, что к концу 2025 года доля онлайн–продаж дрогери составит 23–31%.
Косметические товары и бытовая химия относятся к высокочастотной категории FMCG. Они заканчиваются и докупаются быстрее других. Это типичный ассортимент магазина "у дома". Но в прошлом году многие пользователи укрепили привычку покупать эти товары на онлайн–платформах. В Петербурге в прошлом году штучные продажи косметики на Ozon выросли почти вдвое год к году, а бытовой химии — в 2,4 раза. В компании считают, что перенос покупок базовых товаров в онлайн связан как с широким выбором (в прошлом году ассортимент бытовой химии на Ozon вырос почти втрое, а ассортимент косметики — в 3,5 раза год к году), так и с удобством доставки.
На рынке появляются и новые игроки: "Самокат" запустил онлайн–магазин "Самокат Бьюти". Пока специализированная доставка работает только в Москве. Сроки запуска в Северной столице в компании не уточнили.
В 2020–2021 годах интернет–торговля составила конкуренцию всем представителям традиционного ретейла. Однако для сегмента FMCG это не имело негативных последствий. Ольга Аткачис замечает, что значительная часть потребителей, особенно женская аудитория, несмотря ни на что, предпочитает посещать такие магазины лично и выбирать товары вживую. Баланс между офлайн– и онлайн–ретейлом в этой сфере сохранится и в 2022 году. Благодаря введению в ассортимент товаров первой необходимости розница, специализирующаяся на косметике и бытовой химии, имеет возможность не закрываться даже в периоды локдауна.
В "Магните" считают, что покупатели устали от ковидных ограничений и довольно часто приходят в косметический магазин, просто чтобы разнообразить свой досуг и сменить обстановку в шаговой доступности от дома. "Мы видим большие возможности развития этого формата в Петербурге", — говорят в сети.
Алексей Баулин подтверждает, что 3 года подряд объём онлайн–продаж ежегодно удваивается. Но при этом их реальный объём в общих продажах сети не занимает значимой доли. "Эта тенденция, несмотря на рост числа онлайн–покупок, сохранится и в этом году. Это говорит о том, что покупателям нравится формат дрогери–сетей и они продолжают посещать офлайновые магазины", — поясняет эксперт.
Любая розничная точка — это ещё и рекламная, имиджевая история. Генеральный директор "Лаборатории трендов" Елена Пономарёва отмечает, что магазин словно выполняет функцию "пробника". В дальнейшем всё ещё будут открываться магазины в местах с хорошим трафиком, но сети не будут так быстро расти. Онлайн–продажи оттягивают на себя всё больше потребительского внимания. Фактически точка перехода из офлайна в онлайн уже пройдена.
Ольга Аткачис добавляет, что в целом сегмент косметики и бытовой химии насыщен. Конкуренция за потребителя здесь высока. Но за счёт развития строящихся районов Петербурга и ближайших пригородов потребность в новых магазинах сохраняется.