Нефть утекла с рынка

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Обвал ценных бумаг на фоне растущей цены на углеводороды повысил привлекательность вложений в нефтегазовые компании России

Стоимость фьючерсов на нефть сорта Brent впервые с октября 2014 года превысила $89 за баррель. Это случилось в среду, 19 января 2022 года.
Цена российской нефти сорта Urals, по данным агентства Argus, и вовсе превысила $90 за баррель, хотя обычно российское чёрное золото торгуется с дисконтом к Brent. Как объясняют в Argus, переработчики проявляют повышенный интерес к сортам, дающим высокий выход средних дистиллятов, спрос на которые заметно повысился.
Один из последних всплесков энтузиазма на нефтяном рынке случился в связи с ракетным ударом йеменских повстанцев–хуситов по территории ОАЭ, который нанёс ущерб трём нефтяным цистернам в Абу–Даби. В ответ арабская коалиция во главе с Саудовской Аравией объявила 17 января о начале круглосуточных бомбардировок столицы Йемена Саны. Боевые действия вблизи крупных месторождений углеводородов традиционно вызывают резкие рывки котировок сырья наверх.
Кроме того, в ночь с 18 на 19 января на крупном нефтепроводе Киркук — Джейхан, соединяющем Ирак и Турцию, через который прокачивается около 0,5 млн баррелей в сутки (б/с), произошёл взрыв, из–за чего работа трубопровода была приостановлена.

Новые горизонты

Однако главными причинами ралли в нефти стали, конечно, не разовые факторы. Скорее всего, игроки этого рынка просто переоценили эффект от распространения нового штамма коронавируса COVID–19 омикрон, посчитав, что он не вызовет массовых ограничений на передвижение путешественников.
Вдобавок к этому увлечение переходом на более экологичные источники энергии планомерно снижает желание нефтяных компаний инвестировать в разведку и добычу, что в долгосрочных периодах приведёт к уменьшению поставок.
Ежемесячное смягчение ограничений на добычу на 0,4 млн б/с, проводимое участниками соглашения ОПЕК+, не способно сдержать рост нефтяных котировок, поскольку мировой спрос увеличивается похожими темпами.
Аналитики инвесткомпании "Фридом Финанс" на прошлой неделе спрогнозировали подъём цены нефти марки Brent в диапазон $90–96 за баррель в ходе текущего ралли, упомянув при этом отчёт нефтяного картеля ОПЕК от 18 января, где прогнозируется рост спроса на нефть в 2022 году на уровне 4,2 млн б/с.
В банке Goldman Sachs прогнозируют подъём цены Brent до $100 за баррель уже в III квартале 2022 года. Аналитики банка ссылаются как раз на то, что последствия стремительного распространения омикрона для спроса на нефть оказались более слабыми, чем последствия предыдущего штамма дельта.
По оценке Goldman, нехватка предложения на нефтяном рынке в ноябре 2021–го — январе 2022 года составила 0,5 млн б/с, что выше ожиданий экспертов банка. Они объяснили, что спрос на нефтепродукты увеличился, поскольку их использовали в качестве замены сильно подорожавшему в последнее время газу.
Менее оптимистичны аналитики Райффайзенбанка, ожидающие среднюю цену нефти марки Brent в 2022 году на уровне $73 за баррель. Их аргумент заключается в том, что предложение нефти будет постепенно увеличиваться и рынок может сбалансироваться после прохождения отопительного сезона.
Международное энергетическое агентство в своём отчёте 19 января предсказало менее сильное увеличение спроса на нефть в 2022 году, чем ОПЕК: на 3,3 млн б/с. В то же время агентство ожидает более дефицитный рынок, чем представлялось ранее, поскольку спрос на удивление мало пострадал от омикрона, тогда как поставки сдерживаются сбоями.
"Тренд постепенного подорожания нефти останется в силе не один месяц, но может продлиться и весь год, — полагает Пётр Пушкарёв, шеф–аналитик TeleTrade. — Большинство нефтетрейдеров не удовлетворятся уже целями менее $100 и не успокоятся, видя, что во главе прогнозных ожиданий трёхзначных котировок стоят огромные инвестиционные дома. На недоинвестирование в добычу повлияли не только экстремальные колебания котировок в пандемию, но и поддержка на глобальном уровне “зелёного” энергоперехода с преференциями для вложений в неуглеводородные источники. Обесценивание денег относительно материальных ресурсов довершает картину, и никакие косметические изменения ставки ФРС в пределах 1% не изменят простого факта: реальная ставка по доллару на фоне сильной инфляции, не говоря уже о евро, надолго в глубоко отрицательной области".
"В отсутствие значительного замедления глобальной экономики ожидаем, что цены на нефть продолжат оставаться устойчивыми в среднесрочной и долгосрочной перспективе, — рассуждает Михаил Смирнов, аналитик компании General Invest. — Начало 2022 года показывает дальнейшую поддержку ценам на нефть. ОПЕК+ лишь умеренно увеличивает добычу, производители сланцевой нефти только начинают возвращаться на рынок, а рост цен на другие источники топлива, такие как уголь и газ, особенно ввиду холодного сезона, вынуждают потребителей чаще возвращаться к нефти. Текущее снижение запасов нефти является наиболее существенным с 2015 года. В то же время цена на нефть может находиться под давлением существенную часть 2022 года: общий прирост добычи может составить 5,5 млн б/с против прироста спроса на 3,5 млн б/с, что может привести к профициту предложения на уровне 0,75 млн б/с. На более длинном горизонте, однако, цены на нефть могут продолжить рост: запасы нефти в большинстве стран находятся на минимальных уровнях с 2015 года, значительная часть роста предложения сланцевой нефти сейчас происходит за счёт ранее пробуренных, но неиспользованных скважин, в то время как сложности с финансированием новой добычи сланцевой нефти продолжаются, а в отсутствие роста добычи от ОПЕК рынок будет оставаться в дефиците".

Геополитические качели

Пока нефть устанавливает многолетние рекорды, российские фондовые индексы, а вместе с ними и акции нефтегазовых компаний обновляют многомесячные минимумы. Утром в среду, 19 января, падение индекса Мосбиржи от октябрьского максимума достигало 24%, индекса РТС — 31%. Многие акции нефтегазового сектора за эти месяцы подешевели на 20–30%.
Правда, в последующие пару дней произошёл сильный отскок, индексы и многие бумаги прибавили по 6–8%. Но всё равно до октябрьских максимумов им ещё очень далеко.
Причиной обвала на российском рынке стало геополитическое обострение: США и страны Европы обвиняют Россию в подготовке вторжения на Украину. Они требуют отвести российские войска от украинской границы вглубь территории страны и грозят невиданными доселе санкциями в случае нападения на соседа. А Россия, вместо того чтобы недоумённо пожимать плечами, мол, какое такое вторжение, сама перешла в дипломатическую атаку, требуя от обвиняющей стороны письменных гарантий нерасширения военного блока НАТО на восток.
Поскольку требования обеих сторон очевидно невыполнимы, а признаков компромисса пока не просматривается, часть инвесторов поспешила избавиться от российских активов.
Спекулянты ловят в потоке заявлений политиков воинственную риторику и нотки примирения, используя их для покупок или распродаж, и окончания этих колебаний пока ждать не приходится. Не исключено, что у долгосрочных инвесторов ещё появится возможность закупить наиболее привлекательные акции по утренним ценам 19 января или дешевле (к вечеру того же дня некоторые бумаги подорожали на 10% и более).
Как отмечает ведущий аналитик компании "Открытие Брокер" Андрей Кочетков, пока геополитическая спираль раскручивается не в пользу российских активов.
"Впрочем, когда ситуация начнёт приходить в норму, текущее падение назовут ”идеальным штормом” для захода на самый перспективный и высокодоходный рынок, — считает он. — Но наступление ”медвежьего” рынка предполагает высокую вероятность потери ещё 10–15%, то есть значения около 2800–3100 пунктов по индексу Мосбиржи не кажутся маловероятными".

Что предпочесть

Допуская вероятность новых обвалов, аналитики всё же рекомендуют покупать акции российских нефтегазовых компаний. Так, в еженедельном опросе Интерфакса рекомендации "покупать" бумаги этого сектора с большим отрывом доминируют над советами "держать" и "продавать" (см. диаграмму).
К примеру, аналитики "Атона" на прошлой неделе подтвердили рейтинг акций "Газпрома" на уровне "выше рынка". По их словам, хоть цены на газ в Европе в понедельник на прошлой неделе и упали ниже $1 тыс. за 1 тыс. м3, но остаются высокими и поддерживают инвестиционный кейс "Газпрома".
Эксперты компании "БКС" называют в числе наиболее привлекательных покупок бумаги "Лукойла" и "Роснефти". Первая компания отличается от прочих российских нефтяников дивидендной политикой — базой для выплат выступает скорректированный свободный денежный поток. Таким образом, размер выплат защищён от разовых бумажных убытков, а дивидендная доходность превышает уровни конкурентов по отрасли — в целом по итогам 2021 года она может оказаться около 10%.
Дополнительным фактором привлекательности "Лукойла" выступает проводимый компанией buyback (выкуп акций). За период с 26 ноября по 21 декабря компания направила на эти цели около 13,3 млрд рублей. "Если предположить, что buyback будет продолжаться, акции должны выглядеть лучше отраслевых конкурентов", — указывают в БКС. Целями роста котировок акций "Лукойла" на горизонте ближайших месяцев они называют 7500–7750 рублей за штуку при текущей цене около 6500.
"Роснефть" же привлекает экспертов "Атона" тем, что является крупнейшим производителем нефти в России и существенно выигрывает от роста цен и послаблений на добычу в рамках соглашения ОПЕК+. Помимо этого сильным фактором инвестиционной привлекательности в кейсе "Роснефти" является реализация крупного проекта "Восток Ойл". Его ресурсная база составляет 6,2 млрд тонн высококачественной, низкосернистой нефти. Компания сейчас привлекает инвесторов для реализации проекта, который в рамках продажи долей оценивается примерно в 70 млрд евро при капитализации самой "Роснефти" 73,7 млрд евро.
В компании "Финам" считают, что влияние геополитики конкретно на нефтянку достаточно ограничено, что показывают примеры 2014 и 2018 годов, когда данный сектор выглядел существенно лучше рынка. На это есть несколько причин. Во–первых, нефтяники получают выручку в долларах и выигрывают от случающегося во время санкционного давления ослабления рубля. Во–вторых, доля российской нефтянки на мировом рынке слишком велика, чтобы её экспорт можно было ограничить. В–третьих, бизнес нефтяников не будет ощутимо страдать даже в случае жёстких санкций, которые вызовут рецессию в экономике РФ, из–за экспортной ориентированности и низкой зависимости спроса на нефть от состояния экономики.
Своими фаворитами в "Финаме" называют "Роснефть", "Башнефть" (привилегированные акции) и "Газпром". Перспективы "Роснефти" в первую очередь связаны с развитием проекта "Восток Ойл", стоимость которого сейчас почти не учтена в оценке акций "Роснефти". "Башнефть" же стала одним из аутсайдеров 2021 года из–за более значительного, чем в среднем по сектору, снижения добычи и отсутствия дивидендов за 2020 год. Сейчас ситуация меняется — добыча и прибыль восстанавливаются, а ожидаемая дивидендная доходность по префам по итогам 2021 и 2022 годов составляет 10 и 15,8% соответственно. "Газпром" является главным бенефициаром сохраняющихся аномально высоких цен на газ. На этом фоне дивидендная доходность по акциям газового гиганта по итогам 2021 года может составить 14,5%, а по итогам текущего — вырасти до 16%.
"От высоких цен на топливо выиграют среднесрочно нефтегазовые компании по всему миру, российские ”голубые фишки” при этом намного сильнее недооценены с прицелом на длинный горизонт, но в них много текущих рисков новых просадок цены чисто из–за геополитики, поэтому предсказуемость роста в цене международных эмитентов на отрезке ближайших месяцев выше, притом что те же акции Exxon Mobil всё ещё торгуются почти с 30%–ным дисконтом против своих же пиков 2014 года, обещая не меньшую итоговую прибыль, чем отечественные бумаги, тем более если нефть достигнет в моменте $110–125", — взвешивает за и против Пётр Пушкарёв.
Михаил Смирнов также уверен, что и российские, и глобальные нефтегазовые компании имеют существенный потенциал для роста. По его словам, индекс MSCI World Integrated Oil and Gas сейчас торгуется с коэффициентом P / E (цена по отношению к ожидаемой в течение 12 месяцев прибыли) 9,76 против медианного значения за последние 5 лет на уровне 15,89. "Стоит отметить, что в разрезе вышеупомянутого индекса доходность по свободному денежному потоку за последние 12 месяцев уже достигает 8,4% против медианных 4,09% за последние 5 лет, при этом прогнозные значения на 2022 год находятся на ещё более высоких уровнях. Если говорить об отдельных крупных именах, таких как BP и Royal Dutch Shell, то доходность по свободному денежному потоку составляет 13,17 и 13,7% соответственно, что увеличивает потенциал повышения дивидендных выплат и расширения программ по обратному выкупу акций", — уточняет эксперт.
Рост цен на нефть носит трендовый характер на фоне в целом высокой инфляции в мире, низких запасов углеводородов в развитых странах, недоинвестирования в добычные проекты в прошлые годы и связанных с этим трудностей стран–нефтеэкспортёров в наращивании добычи. Спрос при этом восстанавливается довольно интенсивно. Это создаёт предпосылки для увеличения цен на нефть в 2022 году, возможно даже до $100 за баррель. Российские нефтяники получают двойную выгоду — как от дорогой нефти, так и от слабого рубля, что даст им возможность как максимизировать дивидендные выплаты, так и не забыть и об инвестициях. Дивидендная доходность акций "Роснефти", например, оценивается в 13–14%. Фундаментально акции российских нефтяных компаний весьма привлекательны и могут показать хороший рост, особенно в случае снижения геополитических рисков. С точки зрения дивидендной доходности, да и с точки зрения операционных издержек, которые в России невелики по мировым меркам, акции российских нефтяных компаний более привлекательны, чем западных нефтяных мейджоров, дивидендная доходность которых в районе 5–7%. Единственный изъян этой идеи — относительно высокое налогообложение российских нефтяников.
Сергей Суверов
инвестиционный стратег УК "Арикапитал"
Мы полагаем, что текущие цены на нефть выглядят несколько завышенными. Такие уровни позволяют неэффективным производителям наращивать объём добычи, что в среднесрочной перспективе может дополнительно увеличить предложение. При этом уже сейчас рынок находится на грани перехода в состояние профицита на фоне восстановления добычи со стороны ОПЕК+ и некоторых других стран (например, США). Российский нефтегаз выглядит достаточно привлекательно после распродаж в последний месяц, даже если считать, что цены на нефть несколько снизятся. Из–за геополитики российская нефтянка проигнорировала рост чёрного золота до максимумов с 2014 года, тогда как многие аналоги из США в это же время обновляли многолетние максимумы.
Сергей Кауфман
аналитик ФГ "Финам"
Скачок цен на нефть произошёл на фоне временного всплеска напряжённости в Персидском заливе. Однако на среднесрочном горизонте влияет устойчивый фактор дефицита поставок. При сохранении такой конъюнктуры цена $100 за баррель Brent выглядит вполне реалистичной. Акции нефтяных компаний выглядят очень привлекательно, особенно если говорить о российских эмитентах. Рекордная цена на нефть в рублях позволяет предположить, что высокие дивиденды за 2021 год не станут разовым событием. Но пока даже они не в полной мере учтены в рыночных котировках.
Игорь Галактионов
эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций"