Запах одиночества: праздники не спасли продавцов парфюмерии и косметики

Автор фото: Сергей Ермохин
Декабрьские продажи парфюма, очевидно, связаны с новогодними праздниками и подарками.

"ЧекИндекс" отмечает падение покупок парфюмерии. В штуках снижение накануне праздников составило 5% по сравнению с 2020 годом и 8% — с 2019–м. При этом средний чек, наоборот, вырос на 7% и составил 3,9 тыс. рублей.

В целом в IV квартале 2021 года продажи парфюмерии упали на 6–7% в штуках по сравнению с тем же периодом годом ранее, а по сравнению с 2019–м — на 10–12%. При этом аналитики "ЧекИндекса" отметили, что наблюдается общее снижение продаж товаров непродовольственного сектора с начала пандемии.
Генеральный директор INFOLine Иван Федяков подтверждает, что тенденция на снижение продаж косметической и парфюмерной продукции действительно наблюдается второй год подряд. При этом средний чек мог вырасти за счёт увеличения стоимости товаров.
"Хотя в 2021 году мы наблюдали восстановление, некоторые рынки вышли на допандемийный уровень и даже превысили его в физической и денежной массе, парфюмерно–косметический рынок, к сожалению, всё ещё подвержен негативному влиянию пандемии и тектоническим сдвигам в поведении потребителей", — поясняет эксперт.
По его мнению, парфюмерия и косметика относятся к такому виду товаров, который близко связан с социальным взаимодействием и общением, но из–за распространения COVID–19 люди стали меньше взаимодействовать друг с другом в реальности и реже выходить из дома. Это касается не только парфюмерно–косметической продукции, но и других товаров, которые люди используют при встречах друг с другом или для "выхода в свет".
"Я не вижу предпосылок к тому, чтобы в ближайшее время ситуация как–то изменилась. Как минимум в 2022 году давление тех факторов, что мы наблюдали ранее, сохранится. Нам так или иначе придётся пережить омикрон и новые ограничения. И даже после окончания пандемии на восстановление потребительского спроса потребуется не один год", — добавляет Федяков.
Павел Сигал, первый вице–президент "Опоры России", обращает внимание на подорожание косметики и парфюмерии в целом: "Парфюмерия — довольно большой и распространённый сегмент, она продаётся практически в каждом торговом центре. Конечно же, можно говорить про то, что инфляция повлияла на увеличение цен. Это происходит из–за того, что поднялся курс таких валют, как доллар и евро, а большинство парфюмов на рынке — западного производства. Есть несколько причин, повлиявших на снижение продаж, такие как рост цены и снижение спроса на продукцию".
Однако ретейлеры настаивают, что в реальности всё выглядит иначе, чем рисуют аналитики. "Не могу подтвердить тенденцию на снижение количества заказов. В Петербурге в декабре 2021–го приобрели даже большее количество парфюмерной продукции, чем в прошлом декабре. Средний чек на парфюмерию при этом действительно увеличился, но незначительно. В целом мы видим рост спроса по этой категории. В том числе в декабре, когда пользователи активизируются и приобретают парфюмерию в качестве подарков на Новый год", — прокомментировала Ксения Медведева, руководитель отдела по управлению категориями парфюмерии и косметики Lamoda.
Похожую картину показывает и статистика Wildberries. "В декабре 2021 года петербуржцы заказали в 2,5 раза больше парфюмерии, чем в декабре 2020–го", — сообщили "ДП" в пресс–службе маркетплейса.