Незавершённая модернизация остаётся болевой точкой петербургских верфей

Автор фото: ТАСС
Автор фото: ТАСС
В 2021 году одним из главных событий в местном судостроении стало завершение переезда из Москвы в Петербург штаб–квартиры Объединённой судостроительной корпорации (ОСК). При этом финансовые итоги года для госкорпорации, возможно, будут неутешительными. "Боюсь, что в 2021 году мы покажем чистый убыток, связанный в том числе с пандемийными вопросами… Кроме того, есть ряд программ, которые перенесены по решению заказчиков вправо на год или на два. Всё это не позволяет нам показать положительную рентабельность. Мы полагаем, что это событие однолетнее", — сообщил перед Новым годом журналистам генеральный директор ОСК Алексей Рахманов (цитата по Рortnews).
Для нескольких верфей Петербурга и Ленобласти остаётся также актуальной проблема накопленных убытков прошлых лет. Впрочем, ОСК вкладывает средства в свои дочерние компании, и в целом для них минувший год был плодотворным.

Внешне всё спокойно

Для Адмиралтейских верфей (входят в ОСК) крупнейшим событием 2021 года стала передача ВМФ дизель–электрической подводной лодки проекта 636.3 "Магадан". Там также заложили очередной траулер проекта СТ–192 "Капитан Юнак", эту серию строят в рамках механизма инвестквот по заказу Русской рыбопромышленной компании. А в октябре предприятие спустило на воду для достройки корпус ещё одного траулера серии — "Капитан Мартынов".
Главным событием Балтийского завода (входит в ОСК) стала передача заказчику — ФГУП "Росатом" — первого серийного атомохода "Сибирь" проекта 22220. Предприятие продолжает строить и другие ледоколы серии. А головной атомоход проекта — "Арктика" — в 2021 году ремонтировали, заменив электродвигатель, который вышел из строя во время испытаний.
В 2021 году озвучены и некоторые подробности программы модернизации завода. Планируется построить сухой док, перекрытый эллингом, а также реконструировать два цеха. Можно предположить, что предприятие ждут вливания со стороны ОСК, уж слишком велики его накопленные убытки за прошлые годы.
Судостроительный завод "Северная верфь" в августе передал Минобороны РФ морское судно тылового обеспечения "Всеволод Бобров". Завод также много работал над гражданскими заказами. Так, в прошлом году он спустил на воду для достройки первый и второй серийный траулеры проекта 170701 — "Капитан Геллер" и "Капитан Осташков". В 2021–м на заводе заложили два последних траулера серии — "Капитан Портнов" и "Капитан Соснин". Их строят для группы компаний "Норебо" в рамках программы инвестквот.
Главным негативным событием для верфи стал пожар на строящемся корвете проекта 20385 "Проворный". Сдать его планировалось в конце 2022 года, однако, по данным ТАСС, теперь этот срок могут сдвинуть на 2026 год. Агентство также сообщало, что после пожара часть военных заказов верфи могут передать другим предприятиям.
Как ожидается, в 2022 году на Северной верфи достроят новый эллинг из двух стапельных мест, что позволит ей возводить корабли и суда океанской зоны. После этого завод задействуют в строительстве фрегатов модернизированного проекта 22350М.
В прошлом году Северную верфь финансово подпитала ОСК, увеличив её уставный капитал почти вдвое: с 306,5 тыс. до 629,1 тыс. рублей (по данным СПАРК). Всего предприятие разместило 322 611 акций по цене 12 357 рублей за штуку. Таким образом, по подсчётам "ДП", вливания от ОСК составили 3,99 млрд рублей.
Изменения коснулись и совета директоров: в 2021 году его председателем стал бывший главком ВМФ, а с 2019 года — вице–президент ОСК по военному кораблестроению Владимир Королёв.
По данным финансовой отчётности, по итогам 6 месяцев 2021 года выручка СЗ "Северная верфь" почти удвоилась и достигла 8,67 млрд (4,42 млрд за январь–июнь 2020 года). При этом чистыйубыток предприятиявырос до 1,58 млрд(–0,49 млрд за 6 месяцев 2020–го).

Докапитализировались

Выборгский судостроительный завод (ВСЗ, входит в ОСК) в 2021 году отметился передачей заказчику второго рыбопромыслового судна проекта КМТ01 "Норвежское море". Серию строят по заказу Архангельского тралового флота по программе инвестквот.
ВСЗ в прошлом году также заложил научно–исследовательское судно и спустил на воду четвёртый траулер проекта КМТ01 "Карское море". На данный момент в портфеле заказов ВСЗ — шесть крупнотоннажных рыбопромысловых судов и несколько крупнотоннажных судов различных назначений.
Кроме того, в минувшем году ВСЗ стал единственным участником аукциона "Росморпорта" на строительство ледокола мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7 стоимостью 10,5 млрд рублей.
"Из основных событий на 2022 год — закладка дизель–электрического ледокола", — уточнили в пресс–службе ВСЗ.
В минувшем году начало выравниваться и финансовое состояние верфи. По подсчётам "ДП", ОСК докапитализировала ВСЗ на 1,3 млрд рублей. До этого, в 2020–2021 годах, госкорпорация выделила заводу ещё 2 млрд.
На предприятии прошли и кадровые перемены. Совет директоров ПАО "ВСЗ" возглавил Давид Адамия, который в 2012–2018 годах руководил аппаратом администрации губернатора Санкт–Петербурга Георгия Полтавченко. В 2018 году он, так же как и Полтавченко, перешёл в ОСК, где сейчас работает заместителем гендиректора по гражданскому судостроению.
В январе–июне 2021–го выручка ПАО "ВСЗ" выросла до 3,27 млрд(2,58 млрд за аналогичный период прошлого года), чистый убыток составил 575,8 млн по сравнению с убытком 537,3 млн годом ранее.
Прошлый год был плодотворным и для Средне–Невского судостроительного завода (СНСЗ, входит в ОСК). В августе предприятие передало первый серийный корабль противоминной обороны "Георгий Курбатов", строящийся по проекту 12700 "Александрит" для Черноморского флота. Изначально спустить на воду его планировали в сентябре 2017 года, но сроки пришлось сдвинуть: в июне 2016–го на борту недостроенного судна произошёл пожар. На данный момент СНСЗ передал Минобороны уже пять "Александритов". В прошлом году на предприятии заложили девятый тральщик проекта — "Афанасий Иванников". В 2021 году СНСЗ также спустил на воду маломерное научно–исследовательское судно "Пионер–М".
Невский судостроительно–судоремонтный завод в прошлом году отметился сразу несколькими сдачами. В их числе сухогруз "Пола Гали", второй теплоход проекта PV22 "Павел Леонов" для линии Корсаков — Курилы, аварийно–спасательное судно "Пильтун".

Частные сложности

Ленинградский судостроительный завод "Пелла" Герберта Цатурова (№ 72 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2021) продолжал бороться с обострившимися финансовыми трудностями. Весной завалился набок траулер "Скорпион", который верфь строит для группы "Фэст". Заказчик заявил, что не будет принимать судно. Верфь также отменила выплату дивидендов за I квартал, столкнулась с банкротными исками от машиностроительного завода "Арсенал" и испытывала трудности с выплатой зарплат. Впоследствии появилась информация, что одна из площадок "Пеллы" может отойти рыбопромысловому холдингу "Норебо". В пресс–службе группы "ДП" сообщали, что такая сделка возможна, но комментировать детали отказались. Всё это отразилось и в финансовых отчётах верфи. Выручка "Пеллы" в январе–июне 2021 года сократилась до 3,86 млрд (5,37 млрд годом ранее), чистая прибыль составила 62,3 млн (по сравнению с убытком 13,7 млн за аналогичный период 2020–го).
У другой частной верфи в Ленинградской области дела шли в гору. В 2021 году на Кингисеппском машиностроительном заводе (КМЗ) Тимура Гареева заложили шесть обстановочных судов для ФКУ "Речводпуть". Кроме того, в прошлом году КМЗ построил 30 разъездных патрульных катеров проекта 04430 для МЧС, три катера проекта 04190 для Карельской республиканской спасслужбы и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Ещё два катера из композитных материалов проекта 0380 отправились на Балтийский завод. На 2022 год в портфеле группы контракты на постройку более 50 малых судов, уточнили в пресс–службе КМЗ. В том числе — семь спецкатеров "Афалина" для патрулирования и поисково–спасательных работ.