Эмоции и не только: зачем покупатели приходят в продуктовые магазины

Автор фото: Сергей Коньков

В 2021 году пандемия продолжила вносить коррективы в развитие всех отраслей экономики. Подстраиваться пришлось не только бизнесу. Изменились приоритеты в обществе, привычки, потребительское поведение. Коснулось это и петербургского продуктового ретейла. О последних тенденциях в этой сфере "ДП" рассказала исполнительный директор дивизиона "Северо-Запад" торговой сети "Перекрёсток" Дарья Осиновская.

Пожалуй, самый яркий тренд сегодняшнего дня — активное развитие онлайн торговли и онлайн-сервисов доставки. Можно даже сказать, что последние в пандемию приобрели дополнительную социальную функцию. Заказ продуктов на дом для многих стал регулярным ритуалом и выработавшейся привычкой. Покупатели всё меньше хотят куда-то специально ехать, особенно если магазина нет в непосредственной близости от дома, и поэтому частично переносят заказы в онлайн.
Исполнительный директор дивизиона "Северо-Запад" торговой сети "Перекрёсток" Дарья Осиновская
"Мы также отмечаем тренд на повышение спроса на готовую еду, — добавила Дарья Осиновская, — поэтому активно развиваем это направление под собственным брендом "Шеф Перекрёсток" (более 250 различных позиций), где производим основные блюда, завтраки, салаты, закуски, сытные сэндвичи и десерты. А благодаря синергии с "Много Лосося" мы смогли закрыть потребность клиентов в быстрой доставке свежеприготовленной еды. Кроме того, через наши цифровые сервисы также возможно заказать комбинированную доставку продуктов и готовых блюд".
Запрос покупателей на удобство, высокое качество и скорость получения услуг обусловило не только бурное развитие всевозможных онлайн сервисов, но и переосмысление некоторыми ретейлерами концепции торговых точек.
"Для удобства посетителей мы продумали два покупательских пути: короткий и длинный. Первый складывается из зоны с овощами и фруктами, салат-бара, кулинарии, кафе и пекарни. Это позволяет тем, кто нацелен на быструю покупку готовой еды или свежих продуктов, оптимизировать время, проведённое в магазине. В свою очередь длинный маршрут проходит по периметру торгового зала через отделы с рыбой, мясом, деликатесами, молочной продукцией, бакалеей, напитками, сопутствующими товарами", — поделилась Дарья Осиновская.
По понятным причинам, большое внимание в 2021 году уделялось ретейлерами и вопросам безопасности здоровья посетителей. Обеспечение масочного режима, нанесение на полу разметки социальной дистанции, установка специальных защитных экранов на кассах — без этого сегодня уже сложно представить любой сетевой магазин.
"На данный момент у нас вакцинированы порядка 80% сотрудников, регулярно проводится термометрия, обрабатываются все поверхности, в торговых залах расположены бактерицидные лампы. Кроме того, чтобы сделать покупки максимально комфортными мы создали много сервисов, которые минимизируют человеческое общение и соприкосновение покупателей с любыми поверхностями. Помимо касс самообслуживания, разработанных в Х5 Group, в "Перекрёстке" активно развивается система бесконтактных покупок с помощью "Экспресс-скан" в мобильном приложении торговой сети. Еженедельно по всей России таким образом совершают покупки более 12 тысяч человек, большинство из них — постоянные пользователи", — подчеркнула Дарья Осиновская.
Безопасность и безупречный уровень сервиса в режиме "здесь и сейчас", безусловно, для сегодняшнего покупателя крайне важны. Однако их можно обеспечить за счёт онлайн сервисов и наличия dark kitchen. Непосредственно в магазин люди ходят за впечатлениями, как показывает практика, они всегда возвращаются туда, где их хотят удивить, где они получают приятные эмоции и чувствуют заботу.
"Наша главная задача заключается в том, чтобы процесс покупки приносил удовольствие нашим гостям. Постоянное совершенствование уровня сервиса, повышение таких неценовых показателей, как ассортимент, удобство и атмосфера — вот то, на что мы будем ориентироваться в 2022 году", — подытожила Дарья Осиновская.