С правом переписки: главные налоговые изменения в 2022 году

Автор фото: shutterstock
Автор фото: shutterstock

Электронные документы, льготы и внеплановые проверки: что изменится в налоговом законодательстве в 2022 году.

Изменят правила расчёта налога при оплате путёвок работодателем

В 2022 году компенсация стоимости путёвки не будет облагаться налогом на доход, даже если расходы на неё учли при расчёте налога на прибыль. Если за год работнику выдали несколько путёвок, освобождение будет действовать только для первой. Также налогом не будет облагаться компенсация путёвок для несовершеннолетних детей или детей работников, которые обучаются по очной форме и которым ещё нет 24 лет.
Ранее это правило действовало только для подростков до 16 лет. Нововведения входят в список изменений Федерального закона "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса РФ". В нём также определили новую формулу для расчёта налога на прибыль и обязали предпринимателей и организации уведомить налоговую о переходе на упрощённую систему налогообложения.

Больничные листки станут электронными по умолчанию

С нового года по приказу Минздрава больничные будут оформлять в электронном виде. Бумажные справки будут выдавать только людям, сведения о которых составляют государственную и иную охраняемую законом тайну, и тем, кто находится под государственной защитой. Для получения электронного листка нетрудоспособности будет необходим паспорт и СНИЛС, а для бумажного будет достаточно предъявить паспорт. Сведения, направляемые медорганизацией в Фонд соцстрахования, заверяются электронной подписью.
Чтобы сформировать электронный документ, работодателю нужно будет получить только номер больничного, который сотруднику выдадут в больнице. Организация должна будет подать электронный больничный лист в Фонд соцстрахования в течение 3 дней после его выдачи сотруднику, чтобы работник получил выплаты.
Изменение вводилось постепенно. В начале 2021 года Минздрав РФ подписал приказ, согласно которому физическая подпись врача должна быть заменена электронной, а во всех медицинских учреждениях должен быть организован электронный документооборот. Затем в августе вышло постановление, в котором прописали порядок формирования электронного документа. Отказ от бумажных справок снизит нагрузку на медицинские учреждения и сделает проще доступ врачей к данным пациента.

Вводят единые сроки уплаты налога на имущество и авансов по нему

С января сроки уплаты налога на имущество и авансов по нему будут едины. Для налога — не позднее 1 марта следующего года, а для авансовых платежей — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчётным периодом. До этого регионы устанавливали сроки самостоятельно. Региональные власти утрачивают право на определение сроков в своих законах. Однако они могут повлиять на сроки уплаты авансовых платежей по налогу. Также они по–прежнему смогут предусматривать для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Минимальный доход должника защитили от взысканий

С февраля в Федеральном законе "Об исполнительном производстве" будет действовать норма о сохранении ежемесячного минимального дохода должника в размере не ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). Заработная плата и иные доходы должника, равные величине прожиточного минимума в регионе, будут включены в перечень имущества, которое не может быть взыскано по исполнительным документам.
Должнику нужно обратиться в Федеральную службу судебных приставов и указать счёт, с которого нельзя будет списывать эту сумму.
"Данное нововведение касается взысканий не только по кредитам и долгам в пользу финансовых организаций, но и в целом по денежным задолженностям, за исключением взыскания алиментов, а также требований о возмещении вреда, причинённого здоровью, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, о возмещении ущерба, причинённого преступлением", — отмечает старший юрист практики разрешения споров и юридического сопровождения "ССП–Консалт" Станислав Исаков.
При этом за банками сохраняется право на списание со счетов должника задолженности по коммунальным платежам и средств по "иным требованиям по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды". Станислав Исаков разъясняет, что под иными требованиями по обязательным платежам понимают налоги, различные сборы, штрафы и пени, страховые взносы граждан в пенсионный фонд, а также фонды социального и медицинского страхования.

Общепит получит льготу по НДС и страховым взносам

Для организаций общественного питания будут действовать пониженные тарифы страховых взносов, если среднесписочная численность их работников не превысит 1500 человек. Ранее это число ограничивалось 250 сотрудниками.
Также кафе и рестораны будут освобождены от налога на добавленную стоимость при предоставлении некоторых услуг и при выездном обслуживании. Освобождение не распространяется на продажу продуктов розничной торговли.
Пониженные тарифы по страховым взносам относятся к малому и среднему бизнесу. Льготу получат компании, которые включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и чья численность не превышает 1500 человек. Льготу можно применить к части зарплаты сотрудников, превышающей минимальный размер оплаты труда. Тариф составит 15% (10% на обязательное пенсионное страхование и 5% на обязательное медицинское страхование).
Для освобождения от НДС сумма доходов компании за предыдущий год не должна превышать 2 млрд рублей, а не менее 70% этого дохода должно быть обеспечено за счёт реализации услуг общественного питания. Кроме того, с 2024 года прибавится ещё одно условие — среднемесячный размер выплат в пользу физлиц должен быть не ниже среднемесячной начисленной заработной платы в данном регионе.

Электронную подпись можно получить только через налоговую службу

Теперь юрлица, индивидуальные предприниматели и нотариусы будут получать электронную подпись только через налоговую службу и её доверенных лиц. Владельцем сертификата ключа проверки можно указывать только саму организацию и того, кто действует от её имени без доверенности. Остальные сотрудники не имеют права владеть этим сертификатом. Они смогут подписывать служебные документы личными электронными подписями по доверенности от организации. Их можно получить не только в налоговой, но и в коммерческих удостоверяющих центрах.
При этом в 2022 году можно будет использовать подпись, выданную коммерческим центром, если он получил аккредитацию в 2021 году.
Адвокат юридической компании "Иммунитет" Александр Белов отмечает, что недостатком нововведения станет увеличение срока на получение новой подписи или переоформление старой. При этом юрист также указывает на плюс от изменения — приведение электронных подписей к единому стандарту. "Введение новых правил может изменить практику применения электронной подписи и расширить применение электронного документооборота между предпринимателями. Возможно, в будущем появится опция оформления подписи через личный кабинет налогоплательщика без посещения налоговой и без физических носителей, а одна подпись будет приниматься как в государственных органах, так и в личном кабинете банка", — предполагает Александр Белов.

Останутся только внеплановые проверки

С марта 2022 года отменяются плановые проверки касс и остаются только внеплановые выездные ревизии. При этом предупреждать организацию о проверке не будут. Сотрудники налоговой смогут приезжать по месту нахождения налогоплательщика или месту установки кассы, в том числе в жилые помещения. Однако в квартиру проверяющих можно не впускать, тогда им понадобится разрешение суда, чтобы войти.
Управляющий партнёр петербургского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин указывает, что главные различия между плановыми и внеплановыми проверками — это причина их проведения и объёмы самих проверок. "Плановая проверка связана с текущей деятельностью организации — проверяется обычный порядок её деятельности и просматривается вся документация.
Внеплановая проверка всегда связана с экстраординарным событием. Основаниями для неё могут быть истечение срока исправления уже выявленных нарушений, получение информации об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде и иные ситуации, представляющие угрозу населению. Соответственно, при внеплановой проверке просматривают только ту документацию, которая связана с конкретным инцидентом".
Предприниматель имеет право узнать о проверке заранее, даже о внеплановой. Уведомление о ней должно прийти как минимум за 24 часа до её проведения. Но это касается только тех случаев, когда компания причинила несерьёзный вред. Законом никак не регламентируется частота проведения внеплановых проверок.
По словам Алексея Добрынина, это связано с тем, что основание проведения внеплановой проверки — это своего рода чрезвычайная ситуация: "Государственные органы могут зачастить с такими мероприятиями. Но это не означает, что бизнес никак не защищён от злоупотреблений со стороны чиновников. Всегда можно обратиться в прокуратуру с жалобой и просьбой проверить наличие оснований для проведения таких проверок и их частоты".