Заработали на дефиците: падение рынка новых авто затягивается

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Эксперты прогнозируют падение рынка новых легковых автомобилей в России в 2022 году, а дефицит машин и рост цен на них сохранятся.

Главной тенденцией 2021 года стало существенное превышение спроса на новые легковые автомобили над предложением. "Практически весь год автомобилей на рынке не хватало. Если бы машин у дилеров было достаточно, то мы бы сегодня видели не 5–6% прироста год к году, а 15–20%", — сказал генеральный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков на конференции Аutostat Analytic Day. По его оценке, если бы цены в дилерских автосалонах были близки к рекомендованным производителями (особенно по массовым брендам), объём рынка мог бы составить до 2 млн проданных автомобилей (в январе–ноябре этого года дилеры реализовали 1,44 млн штук, подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса).
Проблему дефицита много обсуждали, главными причинами называли разрыв цепочек поставок из–за пандемии и дефицит комплектующих. Как следствие, в автосалонах покупателям предлагали либо купить "остатки" с множеством установленных дополнительных опций, либо ждать поставок с автозавода. Эта очередь растянулась уже на вторую половину 2022 года.
"Большие проблемы у Skoda и Volkswagen по ряду моделей, есть проблемы у Toyota, Hyundai и Kia. Более–менее нормально в премиальном сегменте дела обстоят у BMW, Audi, Mercedes. Достаточный объём и у китайских брендов", — отметил Сергей Целиков.
По его прогнозу, в начале 2022 года спрос по–прежнему будет превышать предложение. Примерно к лету, возможно, ситуация нормализуется. Однако динамика продаж в 2022 году будет зависеть в первую очередь от цен.

Оторвались от реальности

Сегодня разница между реальными и рекомендованными розничными ценами на новые легковые автомобили велика как никогда, отмечают эксперты. У автодилеров появилось такое понятие, как цена на автомобили в наличии. Она всегда, как правило, была выше рекомендованной, но не настолько, как в этом году. "Итоговый рост цены — практически 35–40% — это, конечно, полный отрыв от реальности. Если эта дельта сохранится, думаю, может произойти и остановка спроса", — предположил Сергей Целиков.
На этом фоне сильнее других в продажах новых легковых автомобилей "приросли" китайские автобренды. В предыдущие годы их доля в России составляла примерно 3%, однако по итогам 2021–го она, вероятно, превысит 7%. "Одно из их ключевых преимуществ — машины в наличии. И они контролировали дилеров на предмет завышения цен. Вплоть до разрыва контракта: не давали сильно зарабатывать", — пояснил Целиков.
Рост цен подтолкнул спрос на каршеринг и автомобили по подписке. Однако недостаток машин у производителей сдерживал развитие и этих сегментов.
"Дефицит нас не мог не коснуться. Машин не так много, как хотелось бы, и спрос значительно превышает предложение", — подтвердил директор по продукту и аналитике BelkaCar Иван Никитин. На платформе его компании в 2021 году VW Group Rus запустила сервис аренды автомобилей Audi и Skoda. В автоконцерне говорят, что проект планировали "сильно заранее" и "автомобили тоже заказывали специально под этот проект, тщательно подбирая комплектацию" (цитата менеджера продуктов мобильности VW Group Rus Анастасии Бирюковой).
На фоне роста маржи автодилеров никто не ожидал передела рынка авторетейла. В 2021 году продолжилось сокращение количества дилеров (с 3210 до 3143). Однако произошли и громкие сделки. Две из них связаны с холдингом "Ключавто", который весной выкупил петербургские автосалоны у британского Inchcape, а в декабре сообщил о планах поглотить федерального игрока — компанию "Рольф". Такой "монстроподобный" дилер займёт долю рынка примерно 10%, оценивают эксперты.

Приросли кредитами

Ёмкость российского рынка авторетейла в рублях ставит рекорды. В 2021 году автовладельцы потратят на покупку легковых машин 3,02 трлн рублей (без учёта стоимости дополнительных опций от автодилеров), подсчитали в "Автостате". Но этот исторический рекорд эксперты объясняют не объёмами рынка, а быстрым ростом средней стоимости нового легкового автомобиля: средняя цена сегодня составляет почти 2 млн рублей. Кроме того, в пересчёте на доллары ёмкость рынка чуть превысит $40 млрд (тогда как в 2012–м она была более $75 млрд). То есть она растёт отчасти за счёт девальвации рубля.
Ожидаемо, что в такой ситуации прибавляет и рынок автокредитования. По итогам 2021 года выдачи автокредитов в штуках увеличатся на 11%, а вот в рублях — на 45%, полагает заместитель директора по маркетингу АО "Национальное бюро кредитных историй" Владимир Шишкин. "Рынок показывает рост, но рост этот в основном в рублях. Он связан не столько с выдачей кредитов, сколько с увеличением суммы займов", — рассказал Владимир Шишкин. По его оценке, на октябрь 2021 года средний размер автокредита — более 1 млн рублей — зафиксирован в 72 регионах страны, в то время как в октябре 2020–го это было в шести регионах. "Такой рост впечатляет", — отметил эксперт. Он добавил, что осенью доля заявок на подержанные автомобили превысила 50% в структуре заявок на автокредиты.
Аналитики отмечают, что в "теле" кредита растёт и число новых дополнительных продуктов. Раньше в него могли включать так называемые "допы", связанные со страхованием. Теперь же стали появляться околофинансовые "допы", включённые в комплектацию автомобиля. "В 2021 году рост этих “допов” очень большой. По сути, “допы”, не связанные с моторным страхованием, выросли почти вдвое, что позволяло увеличить дилерскую маржинальность", — отметил руководитель департамента партнёрских продаж "Тинькофф Страхование" Денис Мусиенко. Он добавил, что следствием этих изменений стал рост сроков кредитов, которые, вероятно, продолжат увеличиваться и в дальнейшем.
По оценке Russian Automotive Market Research, в 2021 году российский рынок продаж покажет рост на 1%. В 2022–м, при оптимистичном сценарии, он вырастет на 1,9% (до 1,53 млн), а при пессимистичном — сократится на 2,6% до 1,44 млн штук.
По базовому сценарию "Автостата", в 2021 году рынок новых легковых автомобилей прирастёт на 3%, а в 2022–м вероятно его снижение в диапазоне 5–7%. Если в 2019–2020 годах продажи росли (несмотря на временный провал из–за пандемии), то во втором полугодии 2021–го наметился устойчивый тренд на их снижение. Средневзвешенные же цены "показали просто взрывной рост", пояснил ведущий аналитик агентства Виктор Пушкарёв. Отрицательная динамика сформировалась и на рынке автокредитования: с мая 2021 года выдача кредитов в штуках постепенно снижается, резюмировал он.