Отшиваться у дома: петербургский легпром локализуется

Автор фото: Ермохин Сергей
Дайте стране угля! Не своей, правда: в 2021-м энергетический кризис настиг Китай. С октября местные предприятия попали под "сокращение" — электроэнергии и, как следствие, рабочих часов. С середины осени на местных производствах каждый месяц по 15 дней будет отключено электричество — по крайней мере именно об этом на BestBreakfast говорил Игорь Мальтинский, директор департамента развития Melon Fashion Group.

Космополит и локализатор

Где-где, а в петербургском легпроме (да и в российском, зачем мелочиться), пожалуй, действительно есть "внешний враг" — он же друг: то самое китайское контрактное производство. Все петербургские лидеры по выручке в основном отшивают коллекции в Китае. Это и уже упомянутая Melon Fashion Group (больше 25 млрд рублей выручки в 2020-м на брендах befree, Love Republic, Zarina и Sela), и Concept Group (5,48 млрд на Concept Club, Acoola и Infinity Lingerie), и ООО "Август" (5,23 млрд рублей на oodji). Но при этом положительный показатель общей эффективности — лишь у Melon Fashion Group (6,36%), остальные уходят в минус, что ожидаемо: с 2019 года они потеряли по 4 млрд рублей выручки.
И если раньше казалось, что лучшее менеджерское решение — отказ от организации собственного производства в России и "перекладывание" функции пошива на Китай и Бангладеш, Турцию и Индию, то сейчас проступающий отовсюду аргумент с неизменным упоминанием "конъюнктуры рынка" уже не выглядит надуманным.
"Пандемические ограничения усложнили поставки из стран Юго-Восточной Азии и Европы. Валютный курс взлетел. Изменившаяся структура потребления требует быстрой реакции на спрос. Всё это, вместе взятое, стимулирует рост популярности российских марок как у конечных потребителей, так и у заказчиков. Основной тенденцией развития российского модного рынка стала локализация", — говорит Татьяна Белькевич, президент Русской ассоциации участников fashion-индустрии (РАФИ).

Функция флуктуации

К чему ведёт тематическая линия локализации? Самым эффективным оказался легпром, который в вопросах производства "замкнулся" если не на Петербург, то хотя бы на Россию и СНГ. Но не обошлось без флуктуаций, характерных для 2020-го. Абсолютный лидер по показателю общей эффективности — ООО "Маска" (667,18 %), которое развивает торговую марку Sense. Компания, как нетрудно догадаться, в основном производит одноразовые медицинские маски и респираторы. В целом весь топ-8 за 2020 год занимается либо пошивом масок, либо производством влажных салфеток или хозтоваров. Всё это — изделия из нетканых материалов, которые подпадают под определение "лёгкая промышленность". И для всех них лучшее менеджерское решение — без извилистых дорог — дала пандемия: делать — и сбывать.
И всё же: если сместить фокус внимания на условно классический легпром ("одёжников" и "сырьевиков"), показатели которых вряд ли объяснишь флуктуацией, выяснится, что эффективнее других действительно оказались "локалы": те самые, что наладили производственный цикл внутри страны.
Свою первую миллиардную выручку в 2021-м, вероятнее всего, покажет трикотажный бренд Free Age (ООО "Эколайф") с производством в Петербурге и показателем эффективности 34,35% в 2020-м. Немногим уступает одно из старейших легкопромышленных предприятий города — ПНК "Красная нить" (34,15%). Далее — петербургское ООО "Крокид" (27,26%) с основной производственной площадкой в Кемерово и диверсифицированными брендами одежды: Crokid и Cubby — для детей и п­одростков, Very Neat — для женщин.
Итог: "целина" поднимается, а локальный бизнес крепнет? Пожалуй — но с нюансом: таких мощных производств, как в том же Китае, ни в России, ни особенно в Петербурге в нужном количестве пока и близко нет. "Малых" и "средних" это не должно сильно беспокоить, зато заказчикам-многотиражникам даже в случае лишь частичного перехода на местные фабрики придётся ужаться в объёмах. Что ж, по крайней мере последние не будут противоречить "зелёной" повестке.