Навигация по Волго–Балту прошла без рекордов

Автор фото: ТАСС

Перевозки по Волго–Балту выросли относительно прошлого года, но до максимального уровня, достигнутого в 2012 году, не дотянули.

За период навигации 2021 года по судоходным путям Волго–Балтийского канала пропущено более 19,5 тыс. судов — сообщает ФБУ "Администрация “Волго–Балт”". Это на 16% больше, чем за предыдущий сезон. Общий грузопоток вырос на 11,3% относительно прошлогоднего и составил 16,7 млн тонн — наивысший показатель с 2014 года.
Рост судопотока связывается с постепенным восстановлением пассажирских перевозок после коронавирусного провала. Например, ведущий круизный оператор "ВодоходЪ", понёсший в кризисном 2020 году, по данным СПАРК, 913 млн рублей чистых убытков, за эту навигацию обслужил более 100 тыс. пассажиров.
"Круизная индустрия в России способствует развитию регионов и даёт мультипликативный эффект для экономики, особенно в период пандемии", — говорит руководитель отдела аналитики ИАА "ПортНьюс" Виталий Чернов. Эксперт считает, что круизы станут драйвером развития внутреннего водного транспорта.
Всего в Волго–Балтийском бассейне осуществляют деятельность более 200 компаний. Главным грузоперевозчиком в эту навигацию стало Волжское пароходство, чьи суда доставили более 4 млн тонн грузов. Также в тройку лидеров вошли Рыбинское речное пароходство — около 1,5 млн тонн, и судоходная компания "Карелкамень" — порядка 1,2 млн тонн.
Более половины переправленных грузов составили стройматериалы: в этом году их перевезли 9,15 млн тонн — на 1,85 млн тонн больше, чем в прошлом. "Спрос на них растёт в связи с государственными стройками в Поволжье и в Московском регионе, а речники обеспечивают дешёвую транспортировку", — объясняет Виталий Чернов и добавляет, что с большой вероятностью тенденция сохранится и в следующем году.
Доля металлов в общем грузопотоке снизилась с 12,5 до 12,1%. Сильнее всего по сравнению с прошлым годом сократилось количество перевезённых удобрений — в 8 раз: с 0,24 млн тонн (1,63%) в 2020 году до 0,03 млн тонн (0,17%) в текущем. "Терминалы порта Усть–Луга принимают удобрения с железной дороги, поэтому на Северо–Западе производители и предпочли использовать ж.–д. транспорт", — предполагает Виталий Чернов.
Максимальных значений грузопоток по Волго–Балтийскому морскому пути достигал в 2011–2013 годах — около 22 млн тонн за сезон. Но с обострением маловодья на Городце в навигацию 2014 года массовые танкерные перевозки в направлении Волго–Балта фактически прекратились, и последние 7 лет объём проходящих грузов составляет около 15–16 млн тонн ежегодно.
Виталий Чернов говорит, что, пока проблема на Городце не будет решена, грузоперевозки останутся на относительно низком уровне. Кроме того, эксперт отмечает и другие факторы, давящие на речное судоходство: недофинансирование содержания путей, наличие "узких мест" и конкуренция с другим транспортом, в первую очередь — железнодорожным.
В рамках модернизации в 2022 году должен быть произведён капитальный ремонт части секций Верхне–Свирского шлюза. По данным Единой информационной системы в сфере закупок, в октябре этого года ФБУ "Администрация “Волго–Балт”" заключило контракт на сумму 181,1 млн рублей с подрядчиком АО "ИРМАСТ–М".