Бонды манят инвесторов низкими ценами

Автор фото: shutterstock
Автор фото: shutterstock

Где–то в середине 2022 года наступит удачный момент для покупки "длинных" облигаций. Но это не точно.

Оптимальным периодом для приобретения бондов станет, вероятно, промежуток времени, когда Центробанк РФ прекратит увеличивать ключевую ставку и задумается о её уменьшении. Проблема, однако, в том, что этот момент практически невозможно предугадать.
Банк России на ближайшем заседании 17 декабря однозначно поднимет ключевую ставку. С текущего уровня 7,5% годовых, по оценкам большинства аналитиков, она увеличится на 50–100 базисных пунктов (б. п.), или на 0,5–1 процентный пункт (п. п.). К такому консенсусу финансистов привела публикация свежей статистики о потребительской инфляции. По состоянию на 29 ноября 2021 года годовая инфляция составила 8,38%, сообщил Росстат. В предыдущие 3 недели она колебалась у уровня 8,1%.
Ключевая ставка ЦБ РФ с марта текущего года выросла на 3,25 п. п. Вслед за ней росли и ставки долгового рынка. Так, индекс доходности корпоративных облигаций IFX–Cbonds YTM с марта прибавил 3 п. п. и достиг 9,5% годовых (см. график).
Глава Банка России Эльвира Набиуллина в начале декабря заявила, что последняя ценовая статистика вызывает беспокойство, так что регулятор на декабрьском заседании готов рассмотреть варианты повышения ставки вплоть до 100 б. п. Более 70% участников XIX Российского облигационного конгресса, прошедшего в Петербурге в начале декабря, в ходе опроса проголосовали за то, что ключевая ставка достигнет 8,5% годовых 20 декабря.

Психологический барьер

Открытым остаётся вопрос, что дальше. Почти все эксперты уверены, что декабрьское решение инфляцию не затормозит и на следующем заседании в феврале ЦБ РФ вновь ставку повысит. А если и это не поможет — продолжит делать это дальше. По словам главы регулятора, ЦБ РФ не ждёт, что ключевая ставка в 2022 году достигнет двухзначного числа.
"Повышение ставки абсолютно полностью ожидается рынком, — отметил Дмитрий Тренин, начальник управления торговых операций АК БАРС Банка. — Вопрос скорее в том, будет ли оно на 50, 75 или 100 б. п. Есть риск, что мы можем ещё увидеть дальнейший рост инфляции, он существенный. И ЦБ может поднять ставку ещё раз в начале следующего года. Но значение 10% годовых, наверное, будет психологическим пределом, барьером, который будет сложно преодолеть".
"Где будут ставки — это вопрос на много миллиардов рублей и долларов, — добавил Антон Табах, управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию “Эксперт РА”. — Видимо, мы движемся к платформе 9,75%, судя по комментариям руководства ЦБ. И, видимо, пик будет достигнут в I квартале 2021 года".
Прогнозируя поведение российской инфляции и ключевой ставки, эксперты вынуждены увязывать её с динамикой цен и монетарной политикой в крупнейшей экономике мира, американской. Ближайшее заседание Федеральной резервной системы (ФРС) США состоится 14–15 декабря. Глава ФРС Джером Пауэлл заявил в минувшую среду, что считает целесообразным обсуждение более быстрого сворачивания объёмов выкупа активов (QE tapering). В начале ноября Федрезерв решил уменьшить объёмы выкупа со $120 млрд до $105 млрд в месяц и продолжить сокращение выкупа на $15 млрд в месяц. Но в США инфляция тоже ускоряется, в ноябре она достигла максимальных за 30 лет 6,2% годовых, в связи с чем регулятор допускает повышение темпов QE tapering.
Это революционное изменение риторики — до этого многие месяцы ФРС игнорировала данные о росте инфляции, называя его временным явлением. Резкий поворот Пауэлла аналитики связывают с тем, что президент США Джо Байден рекомендовал оставить главу ФРС на посту на второй срок, развязав ему таким образом руки.
Ужесточение монетарной политики в США будет напрямую воздействовать на российскую инфляцию и ставки рублёвого долга: это укрепит курс доллара США и таким образом уменьшит увеличение цен импортных товаров, которые составляют существенную долю в потребительской корзине.
"У ЦБ РФ высокая поддержка со стороны руководства, поэтому кредит доверия к нему достаточно высокий, — констатирует Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК “Регион”. — Другое дело, что в руках у него только возможность работать со спросом. Это я сравнил бы, наверное, с битвой Давида с Голиафом. Потому что, с одной стороны, есть две громадные экономики, которые разрывает от дикого спроса (США и Европа. — Ред.), а с другой — только российский ЦБ, который последовательно повышает ставку, в то время как все остальные находятся в очень мягких финансовых условиях. За последние пару недель, как только Пауэлл получил возможность руководить ФРС ещё один срок, его риторика сильно изменилась. Есть надежда, что тот Голиаф, который уже не Голиаф, а Халк, научится себя контролировать и усилия нашего ЦБ дадут наконец эффект".

Социалистическая повестка

Сбить ориентиры как по инфляции, так и по ставкам может расширение социальной поддержки населения как в мире, так и в России, в связи, например, с новыми волнами пандемии или просто с недовольством населения по поводу доходов, отстающих по темпам от роста от цен.
Как считает Артём Заигрин, главный экономист Sova Capital, социалистическая повестка активно воплощается в жизнь.
"Я думаю, что мы увидим индексацию пенсий выше инфляции в следующем году, а это, на минуточку, практически 1% ВВП дополнительных расходов, — поясняет он. — Соответственно, ставки нужно повышать уже сейчас. Скорее всего, это произойдёт в декабре, достаточно резко. Если этого не хватит, нужно будет повышать дополнительно в феврале. Я думаю, мы можем увидеть ставку в районе 9%, а может быть, и больше".
"В ближайшем квартале, наверное, в России будет всплеск потребительской активности, — прогнозирует Валерий Вайсберг. — Предприятия заработают рекордную прибыль, будут колоссальные выплаты премиальных. Большой вопрос, что люди будут делать с такой кучей денег, которые им раздадут корпорации. И, если ЦБ действительно хочет, чтобы значительная часть этих денег не выплеснулась на рынок, конечно, ставка должна быть повышена в декабре до 8,5% и в феврале она должна быть повышена ещё раз. Посыл от ЦБ должен быть достаточно жёсткий, чтобы люди ждали, что ставки будут высокими. После того как Эльвира Сахипзадовна сказала, что двухзначных ставок у нас не будет, мне трудно прогнозировать их выше 10%, но за 9% мы, безусловно, в результате двух ближайших заседаний должны идти".
"Бюджеты, не только федеральный, но и региональные, находятся в хорошем положении. И если объяснить, почему не тратится Фонд национального благосостояния, ещё как–то можно, то почему не тратятся излишки, которые оказались в регулярном бюджете, — уже очень сложно. Тем более что в силу печальных последствий пандемии дефицит Пенсионного фонда РФ сократился не только из–за повышения пенсионного возраста, но и из–за повышенной смертности. И абсолютно логично разделить этот “бонус” среди оставшихся пенсионеров, а не оставлять его в недрах бюджета. Это не столько социалистическая повестка, сколько некий здравый смысл, потому что вопросов может быть слишком много", — рекомендует Антон Табах.

Лучше посидеть в засаде

Пока среди финансистов доминирует мнение, что в течение 2022 года ключевая ставка достигнет максимума и развернётся вниз вслед за инфляцией. Так, Михаил Сухов, генеральный директор рейтингового агентства "АКРА", прогнозирует ключевую ставку на уровне 8,5–9% годовых в начале 2022 года, а к концу — 7%.
Соответственно, где–то в течение следующего года настанет благоприятный момент для покупки "длинных" бондов. Ведь снижение ключевой ставки повлечёт за собой рост цен на облигации. Причём тем сильнее, чем больше дюрация бумаги. К примеру, если до погашения облигации 10 лет, то снижение её доходности на 1 п. п. соответствует росту цены на 10%.
"В целом мы заканчиваем год с достаточно большими свободными лимитами, которые позволят нам начать собирать упавшие в цене долги в ближайшее время. В начале года мы ожидаем разворот тренда по инфляции", — говорит Алексей Виноградов, директор департамента долговых рынков Инвестиционного банка "Синара".
По мнению Валерия Вайсберга, период нахождения ключевой ставки на максимуме может и затянуться. "Всё будет зависеть от высоты, на которую мы заберёмся, — уточняет он. — Если мы действительно окажемся в двухзначных ставках, то, скорее всего, они будут относительно недолго. А ставки 9 с чем–то могут продлиться и месяцы, и, может быть, даже несколько кварталов. Мы сейчас ориентируемся на то, что следующий год ставка закончит на тех же уровнях, что и этот, — 8–8,5%".
Дмитрий Борисов, заместитель директора департамента финансовых рынков Локо–Банка, допускает, что перед благоприятным моментом для покупки 5–10–летних бондов произойдёт так называемый овершут — резкий рост ставок на долговом рынке и ключевой ставки, как это случилось в декабре 2014 года. Такой стресс может быть вызван каким–то шоком вроде обострения глобального кризиса.
Валерий Вайсберг также проводит аналогию с событиями 7–летней давности: "Мы сейчас находимся в одном из самых длинных циклов снижения цен облигаций и роста их доходностей. Темпы роста ставки сейчас примерно такие же, как в 2014 году".
В моём понимании сейчас цифры по инфляции близки к пиковым значениям. Ключевая ставка в текущем году может быть достаточно агрессивно повышена на 75–100 базисных пунктов. А в следующем году, я думаю, ситуация будет выравниваться, инфляция будет снижаться. ЦБ начнёт снижать ключевую ставку в конце 2022–го либо в 2023 году. Точка разворота по инфляции будет в первой половине следующего года, а по ключевой ставке — во второй половине.
Степан Ермолкин
начальник управления рынков долгового капитала Московского кредитного банка
На 2022 год мы прогнозируем среднегодовую инфляцию на уровне 5,5–6%, а в декабре 2022–го к декабрю 2021–го — в диапазоне 4–4,5%. По ключевой ставке мы прогнозируем 8% на конец года. Но, судя по последним данным по инфляции, может быть даже выше. Тем не менее на конец 2022 года прогнозируем 6,75%. В середине следующего года произойдёт слом тренда на повышение ставки и Центральный банк РФ начнёт её быстрыми темпами снижать. Что, конечно, даст дополнительный стимул долговому рынку.
Алексей Мухин
управляющий директор АКРА