Из–за бесконтрольного применения антибиотиков невосприимчивых к их действию людей становится всё больше.
Благодаря появлению антибиотиков в среднем продолжительность жизни человека увеличилась на 11 лет. Но одновременно и растёт число невосприимчивых к действию этих препаратов людей.
Сейчас в мире от антибиотикорезистентности ежегодно умирает около 700 тыс. человек. Однако эксперты предупреждают, что если люди продолжат бездумное употребление антибиотиков, то уже через пару десятилетий число смертей, вызванных устойчивостью к антимикробной терапии, может резко возрасти.
Лидеры спроса
По словам Романа Козлова, главного внештатного специалиста министерства здравоохранения Российской Федерации по клинической микробиологии и антимикробной резистентности, в настоящий момент устойчивость к трём и более классам антибиотиков наблюдается у 98% российских пациентов. Чувствительность только к одному антибиотику демонстрируют 64,4% пациентов. Таким образом, по подсчётам эксперта, при отсутствии адекватных данных по чувствительности — то есть при отсутствии хороших лабораторий и хороших специалистов — шанс получить эффективную терапию составляет менее 30%.
При этом, по словам Романа Козлова, увеличение на 28% бесконтрольного потребления антибиотиков (в основном левофлоксацина и азитромицина), вызванного пандемией, приведёт к ещё более резкому росту устойчивости к антимикробной терапии. В связи с этим, по мнению Дмитрия Долгушева, к. м. н., главного врача ММЦ "СОГАЗ", основной проблемой, которая требует незамедлительного решения, является отсутствие должного контроля за свободным использованием антибиотиков со стороны пациентов.
По данным группы "Деловой профиль", противовирусные средства и антибиотики стали лидерами по потребительскому спросу в пандемию. Причём даже летом продажи этих категории были заметно выше, чем в прошлые годы. Например, в январе 2021 года прирост объёма продаж такого антибактериального препарата, как левофлоксацин, относительно января 2020 года составил 463,1%, а популярность антибиотика цефтриаксон у россиян возросла на 382,4%.
Лечить будет нечем
Возможно, что при таком бесконтрольном подходе уже в самые ближайшие годы невосприимчивость к антибиотикам начнёт нести угрожающий характер и лечить людей будет просто нечем.
"Устойчивость к антибиотикам ставит под угрозу достижения современной медицины, — говорит Владимир Кулабухов, ведущий научный сотрудник ГБУЗ “НИИ СП им. Н. В. Склифосовского ДЗМ”, член президиума правления Альянса клинических химиотерапевтов и микробиологов. — Медицина шагнула далеко вперёд, появились новые технологии, практически не осталось противопоказаний к хирургическим операциям, но устойчивость к антибиотикам — это, пожалуй, самое главное препятствие, которое может затормозить, а то и отбросить назад все эти достижения".
По словам Анны Денисовой, заместителя главного врача "СМ–клиника" в Санкт–Петербурге, пока антибиотики всё–таки справляются со своей задачей, но с каждым годом подбирать противомикробные препараты врачам становится всё сложнее. "Если раньше при пневмонии или ангине мы справлялись с помощью простых антибиотиков 1–го и 2–го ряда (пенициллинов или цефалоспоринов), то сегодня всё чаще приходится назначать препараты более широкого спектра. Вплоть до антибиотиков резерва, которые обычно используют для лечения тяжёлых заболеваний — таких как туберкулёз, ВИЧ или гепатит С".
Дмитрий Долгушев, в свою очередь, считает, что главная опасность заключается даже не в том, что мы не сможем лечить какие–то специфические болезни антибиотиками, а в том, что наиболее распространённые инфекции (например, пневмонии, инфекции мочевыводящих путей и пр.) у тех пациентов, чей организм выработал антибиотикорезистентность, могут приводить к более тяжёлому течению заболевания, увеличению длительности госпитализации и даже инвалидизации.
Сами виноваты
Устойчивость микробов к антибиотикам — это естественное биологическое свойство микроорганизмов. Однако люди сами помогают микробам получить дополнительную и очень мощную защиту, сделав их неуязвимыми для антимикробной терапии. По словам Сергея Яковлева, профессора кафедры госпитальной терапии Сеченовского университета, президента Альянса клинических химиотерапевтов и микробиологов, одной из распространённых ошибок является широкое применение антибиотиков не только для лечения, но и для профилактики инфекций. "Мы как бы пытаемся назначить антибиотик впрок. Но если антибиотик эффективно может убить микроб, который уже вызвал инфекционное заболевание, то подавить жизнедеятельность микроба, который, возможно, когда–то вызовет инфекцию, он не в состоянии", — поясняет Сергей Яковлев.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает целый ряд путей для того, чтобы сдержать резистентность населения к антимикробным препаратам. Однако основным постулатом является контролируемый приём антибиотиков. То есть принимать эти препараты необходимо только по назначению квалифицированного работника здравоохранения и никогда не надо требовать их, если, по словам медработника, в них нет необходимости.
"Люди должны понимать, что принимать антибиотики как витамины категорически нельзя. Не надо доедать за кем–то антибиотики, не надо отдавать соседям эти препараты. Эти очень простые вещи, которые тем не менее с большим трудом реализуются, в настоящий момент признаны наиболее эффективными путями преодоления резистентности", — считает Владимир Кулабухов.
Сергей Яковлев также напомнил, что большинство острых респираторных инфекций (ОРЗ) склонны к спонтанному разрешению и к тому же являются вирусными заболеваниями, а антибиотики на вирусы не действуют. Несмотря на это, врачи иногда назначают антимикробную терапию пациентам с простудой и насморком, что является грубейшей ошибкой.
Неправильным шагом также является замена одного антибиотика на другой в случае, если лечение быстро не помогает. "Антибиотику нужно время, чтобы убить микроб, — поясняет Сергей Яковлев. — Ему нужно его найти, подавить его жизнедеятельность, поэтому, если на второй день сохраняется плохое самочувствие, это не значит, что антибиотик не работает".