За рулём стажёр: как сократить число ДТП с начинающими водителями

Автор фото: Евгений Иванов

Машины с восклицательным знаком часто вызывают негодование большинства участников дорожного движения. И не потому, что медленно едут. Напротив, многие "новички" нарушают скоростной режим, не соблюдают рядность и в целом ведут себя довольно агрессивно. Автор проекта "20 идей по развитию России" Дмитрий Давыдов рассказал "ДП", как с бороться с правонарушениями таких водителей на примере других стран.

Сегодня на всей территории РФ начинающие автомобилисты такие же полноценные участники дорожного движения, как и те, что со стажем. Единственное отличие — достаточно высокие тарифы на полисы ОСАГО и КАСКО. Однако маленький опыт вождения по закону никак не влияет на определение виновности в ДТП. Равно как нет отдельных или более жёстких наказаний для "новичков": ни повышенного или отдельного штрафа, ни увеличения срока лишения прав.
В то же время количество происшествий с участием неопытных автомобилистов продолжает расти. Так, в 2019 году, по данным ГИБДД, число аварий во всей России увеличилось на 1–2%. В конце прошлого года российская Госавтоинспекция даже выступила с предложением начать публиковать данные о ДТП с выпускниками автошкол. Однако, чтобы в корне изменить ситуацию и повысить безопасность на дорогах, должны быть предприняты более действенные меры. Многие из них уже давно действуют в ряде зарубежных стран.
"В США, Австралии, Канаде, ОАЭ в той или иной форме работают схемы с "ученическим" водительским удостоверением, выдаваемым на определённый срок. Обладатели такого документа, как правило, ограничены в своих возможностях по сравнению с водителями со стажем. Количество пассажиров, использование телефона и наушников, перемещение в ночное время – вот примеры таких ограничений", — рассказал Дмитрий Давыдов.
Эксперт добавил, что в Италии, Беларуси и Австралии максимально разрешённая скорость для начинающих водителей — на 20–40 км/час ниже официально допустимой. Кроме того, в Италии существует ограничение на мощность двигателя для первого года вождения: 75 л.с. на тонну веса легкового автомобиля. Также в Германии и Швейцарии закон не допускает даже минимальное наличие алкоголя в крови "новичков".
Этот положительный опыт Дмитрий Давыдов предлагает применить и в России, например, снизив число промилле хотя бы до 0,15 г/литр, вместо нынешних 0,3 г/литр. Плюс ввести скоростное ограничение: 90 км/ч на автомагистралях и 70 км/ч вне населённых пунктов (вместо 110 км/ч и 90 км/ч соответственно). В этом случае штрафы для начинающих любителей полихачить существенно возрастут, а у аккуратных водителей с маленьким стажем будет больше возможностей для манёвра: скорость реакции у них, как правило, невысока, и на небольших скоростях принимать решения им будет намного легче.
"В случае серьёзных нарушений, которые по статистике чаще всего ведут к созданию аварийных ситуаций "новичками", помимо штрафа, хорошо бы направлять таких потенциально опасных участников дорожного движения на курс переподготовки, специально разработанный для этих целей. И на это время действие водительского удостоверения приостанавливать", — добавил Дмитрий Давыдов. Здесь уже включается психологический фактор: не каждому захочется вскоре после получения прав расставаться с ними или отправляться на повторное обучение.
Поэтому очень важна комплексность применяемых мер: не только наказание "рублём", но и разъяснительная, превентивная работа. Только тогда станет возможным снизить количество опасных ситуаций, создаваемых "новичками" на дороге, и существенно уменьшить число ДТП с их участием.