Фондовые рынки рискуют остаться без рождественского ралли

Автор фото: Сергей Коньков

В последние месяцы года на фондовых рынках часто происходит заметный рост котировок, так называемое рождественское ралли. Следует ли ждать подобного движения в текущем году?

Субъективное ощущение, что конец года обычно проходит на позитиве, подтверждается статистикой. Как подсчитал "ДП", за последние 20 полных лет (с 2001–го по 2020–й) американский индекс S&P500 увеличивался в ноябре в среднем на 2,2%, а в декабре — на 0,72%. При этом среднемесячный подъём индекса за последние 240 месяцев (с ноября 2001 года по октябрь 2021–го включительно) составил 0,71%. Таким образом, декабрь на американском рынке ничем выдающимся не отличается, зато ноябрь обеспечивает прирост акций втрое выше среднего месяца (см. рисунок).
Аналогичные подсчёты по российскому рынку показывают, что, во–первых, среднемесячный рост индекса РТС, отражающего, как и S&P500, котировки акций в долларах, почти вдвое выше: 1,34%. Это, между прочим, опровергает расхожее мнение, что российские акции менее привлекательны для инвесторов, чем американские. Во–вторых, в России декабри в среднем выступают лучше предыдущих месяцев: они дают средний прирост индекса РТС на 2,25% против 1,47% в ноябре. Наконец, на нашем рынке есть ещё одна любопытная закономерность: в нечётные годы финальное ралли более выражено — в ноябре в среднем на 2,46%, а в декабре — на 3,03%. За океаном различия между чётными и нечётными годами невелики.
"Объяснением так называемого рождественского ралли обычно является желание управляющих крупными фондами улучшить свою итоговую доходность в портфелях за счёт агрессивной покупки уже находящихся в их портфелях бумаг с целью поднять цену, — рассказывает Артём Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК “УНИВЕР Капитал”. — Исходя из этого, ралли обязательно будет, поскольку главной движущей его силой является жадность. Не стоит забывать и о том, что данный феномен достаточно известен, многие спекулянты начинают покупать акции в расчёте на рост, что автоматически его и вызывает. Назвать конкретную дату, когда акции продемонстрируют рост, нельзя, остаётся только покупать заранее".
Стоит оговориться, что положительные итоги последних 2 месяцев отнюдь не гарантированы. Так, индекс S&P500 заметно снижался в ноябре 2007–го (–4,4%) и 2008 года (–7,5%), а также в декабре 2002–го (–6%) и 2018–го (–9,2%). А индекс РТС обваливался в 2002 году (–5,4% в ноябре и –2,2% в декабре), в 2008–м (–15% и –4% соответственно), в 2011–м (–1,4% и –10,3%) и в 2014–м (–10,7% и –18,8%). В 2013–м падение ограничилось ноябрём (–5,2%), а в 2015–м и 2018–м — декабрём (–10,6% и –5,2% соответственно).

И так удачный год

Тем более ралли не гарантировано в текущем году, поскольку рынки уже прилично выросли. Индекс S&P500 к 18 ноября прибавил с начала года 25%, индекс РТС — 29%. А между тем Федеральная резервная система (ФРС) США приступила к сворачиванию монетарного стимулирования (QE tapering), сократив выкуп облигаций на $15 млрд в месяц, до $105 млрд. Ряд мировых центробанков, в том числе российские, поднимают ставки. В следующем году такого шага ждут и от ФРС.
"Вопрос рождественского ралли в текущем году очень сложный, — констатирует Андрей Кочетков, ведущий аналитик “Открытие Брокер”. — По сути, рынки провели весь год в режиме ралли. Даже в ФРС отмечают несколько завышенные оценки рынка в историческом сравнении. Кроме того, начинает заметно меняться риторика центральных банков из–за затянувшегося периода разогрева инфляции. В ФРС поговаривают о более активном сокращении программы выкупа облигаций. ЦБ РФ, скорее всего, вновь повысит ставку на декабрьском заседании, что отвлечёт часть денег с рынка акций на рынок облигаций. Таким образом, вероятность рождественского ралли как в России, так и в США далеко не столь высокая, как в прежние годы".
Дмитрий Полевой, директор по инвестициям компании "Локо–Инвест Управление активами", не исключает сезонного ралли в конце текущего года, но вместе с тем считает, что в этот период рынки будут сфокусированы на инфляционной теме и её возможных последствиях для политики крупнейших ЦБ в 2022 году.
"В декабре политикам в США придётся решать и вопрос с лимитом госдолга, — также указывает он. — Наконец, рынок сам по себе вряд ли можно назвать дешёвым. Поэтому всё–таки в акциях в лучшем случае мы ожидаем лишь умеренного роста с повышенной волатильностью курса доллара и доходностей облигаций".
Сергей Пирогов, генеральный директор ООО "Инвест герои", полагает, что в этом году ралли весьма вероятно. Ему будет способствовать значительный потенциал роста по ключевым акциям и случившаяся коррекция после безоткатного роста. "Учитывая, что многие инвесторы опасаются продолжения высокой инфляции, сырьевые активы интересны им, а оценки акций в России исторически привлекательны. Если политические риски не вырастут до Нового года, есть высокие шансы увидеть рост на 7–10% до середины января", — говорит он.

Потенциальные лидеры

Участниками ралли Сергей Пирогов ожидает увидеть ключевые "фишки" в России и акции малой капитализации в США. "Когда на рынках risk on (высокий аппетит к риску. — Ред.), эти активы наиболее динамичны, а технологические акции хоть и растут, но более волатильны из–за сопутствующего роста процентных ставок на длинном конце кривой облигаций в США", — указывает он.
Дмитрий Полевой отдаёт преимущество акциям циклических секторов и акциям стоимости, которые продолжат выигрывать от восстановления экономики. "High–tech и акции роста могут отставать из–за их повышенной чувствительности к ожиданиям по ставкам в мире. Из сырья лучше других могут вести себя энергоносители, из–за инфляционных рисков может сохраняться высокий интерес к золоту", — добавляет он.
"Агрессивно покупать можно только те акции, которые являются одновременно достаточно ликвидными для покупки фондами и при этом не занимают доминирующего положения в портфелях фондов, то есть число участников, держащих такие акции, должно быть по мировым меркам ограничено, — советует Артём Тузов. — Поэтому рождественское ралли более вероятно на развивающихся рынках, в том числе в российских “голубых фишках”. Частенько странный рост под конец года происходит в акциях третьего эшелона, но мы бы не рекомендовали участвовать в таком росте из–за низкой ликвидности данных акций".

Стимулы пока в силе

Риски серьёзной коррекции в ближайшее время опрошенные "ДП" эксперты считают незначительными.
Так, по мнению Дмитрия Полевого, QE tapering не должен стать триггером для распродаж, глобальный уровень ликвидности будет оставаться высоким, а политика — стимулирующей.
"К тезису о перекупленности индексов нужно также подходить с осторожностью, — предупреждает он. — Рост по ряду основных стран был обусловлен динамикой прибыли (Европа, Великобритания, Япония, развивающиеся рынки), а не ростом мультипликаторов оценки (здесь действительно выделяется рынок США относительно основных конкурентов), что могло бы говорить о перекупленности. Предпосылок для обвала рынка мы по–прежнему не видим, поскольку и крупнейшие развитые, и развивающиеся экономики продолжат расти неплохими темпами в 2022 году".
"Угадать причину падения невозможно, — пожимает плечами Артём Тузов. — Только за последний год мы слышали и про рост глобальной инфляции и возможные дефолты китайских компаний, и про возможное сокращение эмиссии денег развитыми странами. За последнее время несколько крупных хедж–фондов потерпели крах, и это тоже позиционировалось как предвестник падения рынков, но в действительности через пару недель о них все трейдеры забыли. На любом таком падении рынок выкупался и шёл дальше вверх. Поэтому стоит определиться с размером убытка, который вы готовы терпеть ради участия в дальнейшем росте рынка, и, пока этот убыток не выше, при коррекции лучше не предпринимать активных действий по сокращению портфеля. Самыми перекупленными акциями стоит считать американские IT и хайп–компании — скорее всего, падение начнётся с них. Последнее время ключевые акционеры Tesla и Virgin Galactic продавали свои акции в рынок, возможно, это предвестник падения рынков. Но будущего никто не знает".

С оглядкой на геополитику

В России дополнительным триггером роста акций может стать ослабление геополитической напряжённости. Сейчас инвесторы, особенно иностранные, преувеличивают вероятность вторжения российских войск на Украину и обострения кризиса с мигрантами на белорусско–польской границе. Когда они убедятся, что боялись напрасно, это может вызвать волну покупок отечественных акций. К тому же позитива может добавить встреча президентов США и РФ: даже если она пройдёт онлайн, рынки воспримут её как свидетельство ослабления противостояния двух стран и повод для покупки хронически недооценённых российских акций.
"С одной стороны, акции РФ остаются недооценёнными относительно ЕМ аналогов (акций других развивающихся стран. — Ред.), и поэтому средне/долгосрочно они остаются интересными, — соглашается Дмитрий Полевой. — С другой стороны, по текущим мультипликаторам российский рынок нельзя назвать дешёвым, если ориентироваться на их уровни за последние 5–10 лет. Во многом российский рынок — это ставка на сырьё и восстановление мирового спроса, но здесь перспективы улучшений конечны. Важный фактор в защиту акций РФ — одна из самых высоких дивидендных доходностей, которая может частично страховать инвесторов в периоды нестабильности. Дисконт к аналогам, безусловно, будет снижаться по мере снижения геополитических рисков и выхода на устойчиво высокие темпы роста экономики, выше 3–4% в год, но пока всё это не выглядит высоковероятным сценарием".
А Сергей Пирогов напоминает, что кроме геополитики мультипликаторы российских акций отражают высокую стоимость денег в нашей стране и горизонта инвестирования: при стоимости денег в безрисковых ставках 8% логично, что инвесторы в акции хотят 20% в год. "Пока ЦБ РФ не сделает ставки 1–2%, а структура рынка не станет более технологичной, а не циклической, не стоит ждать перемен", — предсказывает он.
"Дисконт российских компаний обосновывают низким кредитным рейтингом России, — поясняет Артём Тузов. — По мере роста экономики страны кредитные рейтинги будут повышаться и недооценка будет уходить. Но для этого Россия должна показывать рост ВВП на достаточно высоком уровне, чего в последние годы не происходит. Более того, политическое давление стран Запада в отношении России вызывает опасение у крупных западных фондов, и, пока это давление сохраняется, дисконт тоже сохранится".
"Поскольку многие акции уже сильно переоценены, даже российские, то главной идеей следующего года могут стать вложения в облигации, — делится мнением Андрей Кочетков. — Как минимум это справедливо для российских ОФЗ и корпоративных облигаций. Из акций сегодня очень сложно выбрать кандидатов на потенциал участия в ралли. В более долгосрочной перспективе остаются привлекательными бумаги “Газпрома” из–за их высокого дивидендного потенциала, а также акции ВТБ как самого недооценённого банка, который показывает хорошую динамику роста финансовых показателей. В остальном российские акции будут оставаться недооценёнными, но это страновая особенность. Сложно ждать их оценки на уровне европейских или американских бумаг".
Все с нетерпением ждут новогоднего ралли, но есть сомнения, что оно будет именно в этом году. Рынки уже хорошо выросли, и будет много желающих зафиксировать прибыль ближе к концу года. К тому же в декабре может удивить ФРС. Многие критикуют регулятора за недостаточную жёсткость в борьбе с галопирующей инфляцией, и ФРС может усилить темпы изъятия стимулов, что в принципе адекватно ситуации, но негативно для рынков. Если же ралли всё же случится, то на фоне энергетического кризиса в ряде стран выстрелить могут скорее сырьевые акции. Для российского рынка в последнее время снова усилились геополитические риски, и новая встреча президентов России и США могла бы частично снять эскалацию и вызвать дополнительный спрос на российские акции со стороны международных инвесторов.
Сергей Суверов
инвестиционный стратег УК "Арикапитал"
Ралли возможно по двум причинам. Первая: факт повышения ставки в США уже был заложен в котировки. Если бы он был неожиданным, то все бы стали фиксировать позиции. Но Пауэлл об этом говорил давно. Вторая: очень позитивный сезон отчётности в США. Наверное, самый позитивный за последние лет пять. Кроме того, по–моему, в 80% случаев индекс S&P500 в ноябре–декабре растёт. В ходе ралли больше других могут прибавить в цене акции компаний, которые занимаются альтернативным производством электроэнергии, такие как NextEra Energy, First Solar и SolarEdge, благодаря масштабной поддержке американским государством этого сектора. Второй сегмент — это компании, связанные с облачными технологиями, 3D, виртуальной реальностью, добавленной реальностью, метавселенными и т. д. Защитными активами в случае снижения цен на нефть и газ могут стать акции телекоммуникационных компаний. Российские компании недооценены в среднем в 3 раза. Нормальный мультипликатор P / E на развитых рынках — около 25, в России — 8–9. Здесь надо сказать большое спасибо санкциям и ограничениям на приток капитала. Но я бы не сказал, что недооценён весь рынок, некоторые сектора оценены весьма справедливо. Например, экспортёры, часть телекомов, девелоперы. Но фармацевтика и биотехнологии, потребительский сектор, металлургия — это всё далеко от справедливой оценки. Поэтому даже слухи об ослаблении санкций были бы полезны для рынка.
Олег Абелев
начальник аналитического отдела ИК "Риком–Траст"