В Петербурге у 20 переболевших COVID нашли синдром, вызывающий паралич

Автор фото: Сергей Коньков
Петербургские медики предупредили о редком синдроме Гийена-Барре (СГБ), который может проявиться после коронавируса и привести к параличу. По словам специалистов, в Северной столице уже зарегистрированы десятки случаев СГБ.
Об опасности врачи предупредили в четверг, 18 ноября. По данным портала "Доктор Питер", на сегодняшний день в Северной столице зарегистрированы не менее 20 случаев подобного сбоя в иммунной системе у тех, кто ранее переболел коронавирусом. Врачи в свою очередь отмечают, что подобное постковидное осложнение возникает достаточно редко.
По словам невролога ПСПбГМУ имени Павлова Яны Кушнир, синдром Гийена-Барре развивается у переболевших COVID-19 в качестве одного из подвидов целой группы воспалительных дизиммунных полинейропатий (Приобретённые и обусловленные наличие определённых антител заболевания, поражающие периферическую нервную систему — Ред.) связанных со сбоем в иммунной системе.
При синдроме Гийена-Барре иммунная система человека начинает "атаковать" собственные нервные клетки. Клинические проявления болезни могут развиваться от нескольких недель до нескольких месяцев. В первую очередь, как правило, страдают ноги: в них ощущаются покалывание, мурашки и онемение. После тоже самое происходит с руками, а далее начинаются боли, похожие на мышечные. На самом же деле человек ощущает поражение периферических нервов. В дальнейшем синдром Гийена-Барре может привести к парезам и параличу, а в особенно тяжёлых случаях могут развиться дыхательные расстройства, из-за которых может потребоваться подключение к аппарату ИВЛ. Самыми редкими проявлениями болезни — в случае поражения черепных нервов — являются мимические и бульбарные нарушения.
"Синдром Гийена-Барре (СГБ) — острая ситуация. Иначе говоря, случается эпизод, пациента вылечили и чаще всего он сможет забыть об этом навсегда. Но бывают и хронические воспалительные дизиммунные полинейропатии с периодическими обострениями (ХВДП). В принципе все это одно и то же — по механизму развития, проявлениям. Только при Гийена-Барре симптомы нарастают до пика меньше, чем за 8 недель, а при ХВДП с обострениями — дольше. Вот и вся разница. Все эти полинейропатии могут развиваться после перенесенной коронавирусной инфекции, но они все-таки относятся к орфанным, то есть редким заболеваниям. Их частота составляет в среднем 1,6 случая на 100 тыс. человек", — отмечает Яна Кушнир.
Невролог отметила, что только в Первом Меде лечили около десятка пациентов с полинейропатиями и во всех случаях болезнь развивалась на фоне среднего или тяжёлого течения COVID-19, примерно через 1-2 недели после положительного ПЦР-теста. Один пациент с СГБ оказался даже на ИВЛ.
Тем временем зарубежные специалисты, подтвердившие прямую взаимосвязь между COVID-19 и синдромом Гийена-Барре, собирают данные о развитии СГБ и после прививки от коронавируса. Иммунолог Николай Крючков подтвердил, что такой риск действительно есть, однако он во много раз ниже, чем после того, как человек переболел коронавирусом.
"Развитие синдрома после вакцинации возможно в том числе и после аденовирусных векторных вакцин. Об этом сказано, например, в последнем аргентинском отчете — они зафиксировали такие поствакцинальные осложнения, правда, в небольшом количестве. В России, насколько я знаю, не зарегистрировано ничего подобного — как будто поствакцинальных осложнений нет", — говорит Крючков.
Один из случаев развития СГБ после вакцинации произошёл в Мариинской больнице, однако "после", не значит "из-за": пациентка поступила в больницу через 3 недели после первой прививки, но врачам так и не удалось установить однозначную связь между болезнью и вакцинацией. Невролог отделения медицинской реабилитации Алла Меркулова рассказала, что пациентка жаловалась на перенесенную ранее вирусную инфекцию, также страдала сахарным диабетом. В итоге врачам удалось вылечить её.
Врачи отмечают, что при своевременном и правильном лечении синдром Гийена-Барре далеко не фатальное заболевание. Медики особенно подчеркивают, что гораздо чаще этот синдром развивается на фоне вирусных инфекций, чем вакцинации. Специалисты минздрава Аргентины, проводившие тематические исследования, также не нашли 100%-ной взаимосвязи между СБГ и вакцинацией "Спутником V" или векторной аденовирусной вакцины от AstraZeneca.
Одним из самых эффективных методов лечения СБГ является каскадная плазмофильтрация, которая помогает снять острые симптомы иммунной атаки при полинейропатиях: во время процедуры плазма крови пациента прогоняется через сепаратор, который удаляет из нее "вредные" антитела и возвращает её обратно в организм очищенной. Кроме того, пациентам вводится донорская плазма. Реабилитационный период после СБГ проходит довольно долго, а саму болезнь распознать бывает достаточно сложно, поэтому врачи призывают петербуржцев внимательно следить за состоянием своего организма и своевременно обращаться к врачу.
"Бывает, у человека какие-то мурашки в ногах, а он все это списывает на неудобную обувь или еще что-то, долго не обращает внимания. Потом оказывается, что это были первые признаки. Если болезнь в легкой форме, такие малозаметные симптомы могут длиться не один год, а потом буквально на глазах ухудшиться — руки и ноги слабеют и за несколько дней человек оказывается абсолютно обездвижен. Чем дольше болезнь развивается без терапии, тем хуже потом человек восстанавливается", — отмечает Яна Кушнир.
В прошлом месяце "ДП" рассказывал об участившихся случаях болезни Кавасаки у детей, которые переболели коронавирусом. Как сообщал главный внештатный специалист по инфекционным болезням у детей Минздрава России и ФМБА Юрий Лобзин, синдром Кавасаки представляет собой некротизирующий системный васкулит, который поражает средние и мелкие артерии. Заболевание характеризуется сыпью, воспалением кровеносных сосудов, отёком миндалин и пересыханием губ. Врач отметил, что только в "Детский научно-клинический центр инфекционных болезней ФМБА" в Петербурге поступило 19 детей с симптомами болезни Кавасаки, большинство из которых перевели в реанимацию и отделение интенсивной терапии. Юных пациентов госпитализировали со стойкой лихорадкой, которая наблюдалась в течение 3 суток, а с момента поступления в стационар у многих нашли респираторные нарушения и сыпь.