Коллективное благо и прочая ересь: большие деньги не терпят пустой рефлексии

Автор фото: shutterstock

Честно говоря, не люблю я эти разговоры — про олигархов, которые "всё украли". Страну разграбили, бедных обобрали, все воры, все жулики. Глупости это всё. Недальновидности.

Богатые нужны обществу. Выражаясь по–простому, они его, общества, жировой запас. Представьте себе мир, где все бедные. Кому бросимся под ноги в голодный год? Кого будем молить о помощи? Кого, на худой конец, ограбим, осудим и вышлем на 10 лет с конфискацией? Не нищего же своего собрата — какой с него шерсти клок, а его родимого — жирнозадого толстосума.
Но, что важнее, общество без богатых не может р­исковать. Железную дорогу построить? Завод авиационный? Супер-мега-нано-ядерный токамак? На какие, извините, шиши? Нам тут, знаете ли, до получки бы дотянуть, а вы все лезете со своим прожектёрством, инноваторы. Бедное общество обречено оставаться в Средневековье, кушать что Бог пошлёт и завистливо поглядывать, как соседи запускают к Марсу очередной полированный пепелац.
Всё это, разумеется, не означает, что богатые нажили свои состояния в вечной любви и кристальной честности. Правду сказать, я не знаю ни одного олигарха, заработавшего миллиарды перетаскиванием ящиков, хотя некоторые из них любят хвастаться тем, как в своё время разгружали грузовые вагоны. Только забывают, что карта им попёрла не в тот день и даже не в следующий, и вовсе даже по другому поводу. Страшно сказать, я никогда не встречал олигархов, которые знали бы что–то такое, чего не знают все прочие, или обладали особыми умениями, для других недоступными. Обычные, скажу вам, дядьки, не глупые, не ленивые, но божественностью на милю не веет и нимб над головой не светится. Скорее наоборот.
Вообще же есть одна черта, объединяющая людей с неприлично большими состояниями, — категорическая нелюбовь платить по своим обязательствам. "Что ему стоит — он же богатый", — наивная присказка брошенных содержанок. Закономерность тут прямо обратная — чем беднее человек, тем охотнее он оплачивает счета. Потому и бедный.
Ясное дело, с общепринятым понятием о честност­и такое поведение сочетается плохо. Но неприлично богатые люди потому и богаты, что умеют перешагивать через привычную нам мораль. Ведь общечеловеческая мораль всегда уравнительная: отдать последнюю рубашку, подставить вторую щёку, пригреть несчастных, пожалеть обездоленных… Эти нормы — нормы большинства, которое, будем справедливы, использует их для улучшения собственного положения. Классическая мораль, мораль Иисуса, Робин Гуда и Джавахарлала Неру — это мораль бедняков, с этой моралью можно что-то заработать, но невозможно сохранить заработанное.
Между тем нельзя сказать, будто бы богатые люди сплошь аморальны, вовсе нет. Просто у них другая мораль. Согласно ей, успешный человек — достойный человек, бедность порождается ленью и невежеством, желающий добиться — рано или поздно добьётся, мир населён волками, с которыми нельзя вести себя иначе, как по-волчьи, а сильный всегда пожирает слабого. В принципе, эта мораль имеет столько же прав на существование, разве что исповедует её значительно меньшее количество людей.
Носителям этих двух моралей практически невозможно договориться друг с другом — у них изначально разные ценности. Один одолжит соседу 500 рублей и назад не спросит, другой вспомнит, что "не рыбу, но удочку", и предложит подработать в ночную смену. Тот будет платить налог на давно сгоревшую дачу, а этот оформит усадьбу как производственное помещение и получит на неё субсидию от Минпромторга. И оба будут считать, что поступили честно, разум­но и справедливо. И укорять оппонента: один — в глупости, другой — в подлости. При этом стоит бедному разбогатеть — а в основе любого крупного состояния на самом деле лежат в первую очередь блат и счастливый случай, — как он мгновенно перестраивает свою мораль на мотив "сначала добейся" и "тот дурак, у кого нет миллиарда". Стоит богатому разориться, как он немедленно вспоминает о помощи обездоленным и требует правильного передела общественных благ. Поскольку, признаемся, наши стойкие убеждения в массе своей всего лишь оправдание того образа жизни, который нам приходится вести здесь и сейчас.
Хотите вылезти из нищеты? Вуаля. У меня есть для вас универсальный рецепт. Не платите ни гроша, кроме как под дулом пистолета, не сомневайтесь в своём праве требовать и в обязанности окружающих — исполнять, помните, что каждый всегда получает по заслугам, а потому жалеть кого-то — напрасная трата времени, пусть идёт и добивается, тряпка. Чуточку трудолюбия, чуточку везения — и вы если и не станете олигархом, то точно не будете ни в чём испытывать недостатка.
Есть только один печальный нюанс: будьте готовы, что вас будут ненавидеть. Люди старой морали — обычно более приятные и доброжелательные — за смену убеждений, люди новой — по привычке в каждом видеть конкурента. Зато вы точно больше не станете задаваться дурацкими вопросами про социальную справедливость, общественное достояние, коллективное благо и прочую ересь. У вас просто не будет на это времени: накопление капитала несовместимо с бессмысленной рефлексией. Диоген, помнится, жил в бочке. А много вы знаете философов из банкиров?
Хотите всеобщей любви? О нет! Только не вздумайте разоряться. Богатые терпят других богатых, но бедные вовсе не хотят видеть бедность, и им вовсе не грезятся новые кандидаты на последнюю рубашку. Изобразите. Продемонстрируйте бескорыстную любовь к ближнему, раздайте немногое и расскажите, обещайте вдесятеро против розданного. Повторяйте это упражнение десять, сто, тысячу раз, пока вы это делаете — вы король, вы ангел, сотворитель чудес и воплотитель мечты. Правда, останавливаться нельзя. Мораль бедного человека — как мораль кота: выходной — не выходной, а корм должен быть в мисочке. Раз просрочите — снова превратитесь в вора и кровопийцу, и для обратной трансформации раздавать придётся щедрее и врать больше.
А вообще блажь это всё, конечно. Бессмыслица. Неприличные состояния даются не для того, чтобы собирать букеты и выслушивать овации. Лучше уж рискуйте, пока есть возможность, стройте токамаки, запускайте ракеты и мега-нано-роботов. А то ведь в голодный год могут под ноги кинуться. А могут и на 10 лет с конфискацией.