Чёрный месяц: для охотников за распродажами придумали новые форматы

Автор фото: Сергей Ермохин
Ажиотажа, подобного американскому, на российских распродажах не случается. Но покупатели и продавцы всё равно ждут их с нетерпением.

В 2021 году скидки на товары и услуги бизнес предлагает фактически в течение всего ноября. Покупательская активность за последний год упала, и её подогревают с помощью скидок и предложений, заодно очищая склады.

Ретейлеры тщательно готовятся к сезонным распродажам и не жалеют на них средств. Например, Ozon потратил на рекламу и продвижение 11.11 и "чёрной пятницы" 2 млрд рублей, а Wildberries увеличил собственные вложения в субсидирование скидок и рекламу "чёрной пятницы" и 11.11 до 10 млрд рублей. В то же время AliExpress объявил, что потратит 3,5 млрд рублей на поддержку продавцов во время распродажи 11.11.
Формат распродаж изменился. Теперь просто объявить скидки недостаточно. В "AliExpress Россия" рассказали, что ввели призовую механику "накричи на подарок". Руководитель по интегрированным категорийным коммуникациям "AliExpress Россия" Андрей Литвинов объяснил, что это было сделано для того, чтобы выделиться среди конкурентов: "Распродажа 11.11 появилась и наполнилась смыслом благодаря AliExpress. Сейчас многие маркетплейсы также устраивают скидки. Именно для того, чтобы выделиться на фоне других, мы решили не ограничиваться традиционными скидками на самый большой ассортимент, но и запустить призовую механику. Ценность нашей механики не только в самих призах, но и в том, что мы даём возможность покупателям выразить эмоции, покричать и тем самым получить новый опыт в игровом формате".
В этом году 11.11 на маркетплейсе длится 2 дня — с утра 11.11 до утра 13.11. В прошлом году за время ноябрьской распродажи 11.11 россияне сделали покупки на "AliExpress Россия" на 19,3 млрд рублей.
"C 28 октября и до начала распродажи проходит период разогрева, когда пользователи могут увидеть будущие цены, отобрать нужные товары в корзину и найти дополнительные скидки. Уже в период с 28 октября по 7 ноября порядка 10,5 млн пользователей AliExpress наполнили свои корзины товарами. В среднем у российских покупателей в корзине 3,5 локального и 10,7 зарубежного товара", — добавили в компании.
В Wildberries перенесли первую часть распродажи на 28 октября, чтобы совпасть с нерабочими днями, после чего компания отчиталась об историческом рекорде по заказам в сутки.
На "Яндекс.Маркете" объявили "чёрную пятницу" с 1 по 30 ноября. "В России не первый год проводятся распродажи ко Дню холостяка (11.11) и “чёрные пятницы” (последняя пятница ноября). При этом люди не всегда знают о разнице этих поводов и стали воспринимать ноябрь как месяц распродаж. Весь ноябрь на “Маркете” действуют разные бонусы. Среди них, например, скидки (в некоторые дни — до 90%), распродажи дня, купоны от продавцов, повышенный кешбэк до 20%", — объяснили в компании.
В распродаже в этом году участвуют более 1 тыс. продавцов из Петербурга с широким ассортиментом товаров. На смену ноябрьским распродажам придут новогодние, которые будут длиться в течение декабря. Подготовку к ним "Яндекс.Маркет" также уже начал.
"Продление периода распродаж выгодно как покупателям, так и продавцам, которые могут увеличить свой оборот. Так, например, “Яндекс.Маркет” проводил дополнительную распродажу с 28 по 31 октября. В распродажу попадали товары на каждый день: для дома, детские товары, товары для спорта и ремонта, продукты и напитки, а также некоторые другие популярные категории. Такое предложение помогало пользователям, которые могли не успеть приобрести всё необходимое до наступления объявленных нерабочих дней", — говорят в компании.
У Ozon в прошлом году акция 11.11 длилась 7 дней, а в текущем — ровно 3, с 11 по 13 ноября. По данным компании, в 2021 году в акции принимают участие более 3,8 тыс. продавцов из Петербурга.
"К вечеру первого дня акции относительно дня накануне быстрее всего спрос рос на товары для коллекционирования, игры и консоли, товары для туризма, рыбалки и охоты и ювелирные украшения. А самыми популярными товарами у петербуржцев стали пятилитровый гель для стирки (из числа товаров–"хаммеров" на площадке — наиболее популярных товаров с самыми глубокими скидками, которые Ozon выбрал заранее), набор сковородок, настольная игра на равновесие и тонометр", — рассказали в компании.
Длинные межсезонные распродажи — не самый лучший сигнал о состоянии сектора розничных продаж, считает Анна Бодрова, старший аналитик ИАЦ "Альпари": "Рынку в здоровом состоянии не требуется маркетинговых ходов, чтобы удлинять и укрупнять распродажи. Значит, есть проблема с потребителем и реализацией товара. Длинные распродажи могут сигнализировать о низкой базовой покупательской активности. Это уже вопрос к структурам располагаемых доходов и планируемым тратам".
По её словам, основная нагрузка в период распродаж сейчас в России приходится на маркетплейсы. Они тянут за собой магазины поменьше. Каждому из ретейлеров хочется включиться в этот хоровод распродаж, чтобы как–то добрать то, что "провалилось" в прошлом тощем году. "Бизнес, вероятно, попробует внутри этих длительных скидок избавиться от тех товаров, которые сложно продать в стандартном режиме, — предыдущих модельных рядов, например одежды прошлых коллекций и сезонов. Этим и объясняется его заинтересованность в длительной распродаже", — добавила эксперт.
Ещё одной причиной, по мнению первого вице–президента "Опоры России" Павла Сигала, стали локдаун и нерабочие дни. Увеличение сроков распродаж позволит поставщикам компенсировать снижение оборотов и прибыли.
"Действительно видно, что сроки распродаж растут. И это происходит, конечно, не просто так. Во–первых, маркетплейсы и традиционный ретейл понимают, что период распродаж может дать большой прирост выручки — это самый высокий сезон, не считая традиционных праздников (Новый год, 8 Марта, 23 Февраля). Во–вторых, в предраспродажный период магазины собирают информацию о том, что намерены купить клиенты (цены можно увидеть заранее). Это позволяет онлайн–площадкам максимально подготовиться (собрать нужный товар в необходимом объёме, подготовить логистические мощности, увеличить число курьеров и т. п.). Этим начиная с конца октября занимались все крупнейшие маркетплейсы",— говорит он.
Выгода бизнеса от длительных скидок заключается в том, чтобы стимулировать трафик и увеличить обороты. Ведь на прибыль влияет не только размер наценки, но и обороты (скорость и количество продаваемых товаров).
"С этой точки зрения часто бывает так, что гораздо выгоднее продать 10 штук одного товара со скидкой, чем одну–две штуки по прежней цене. Также ликвидируются складские остатки. Распродажа для ретейла — возможность не только увеличить прибыль, но и подчистить склады, подготовиться к завозу нового, более актуального товара", — заключает Павел Сигал.