Все посты — через кассу: рекламные бюджеты утекут в Telegram

Автор фото: Сергей Коньков

Объём рекламы в русскоязычных telegram–каналах к концу 2021 года может превысить 20 млрд рублей. Тем временем Telegram анонсировал механизм монетизации сервиса.

После того как Telegram наконец–то избавился от своего полулегального статуса из–за безуспешных попыток Роскомнадзора его заблокировать, всего за пару лет ему удалось догнать крупнейшие соцсети Instagram и Facebook по охвату аудитории. Хотя ещё год назад эксперты не рассматривали этот мессенджер в качестве конкурента соцсетям по числу рекламодателей, в первую очередь из–за того, что он не имел собственного коммерческого сервиса.
До сих пор сам Telegram не зарабатывал на рекламе и не предлагал платформу по её размещению. Рекламные сообщения можно было встретить только в telegram–каналах — их публиковали или непосредственно владельцы этих каналов, или специализированные рекламные биржи.
Специалисты одного из таких ресурсов — Telega.in, который позиционирует себя как биржа рекламы, подсчитали, что по итогам 2020 года объём рынка русскоязычной рекламы в мессенджере составил 12,8 млрд рублей. Для расчёта аналитики изучили открытые данные по общему количеству размещённых в telegram–каналах рекламных постов и их СРМ (стоимость 1000 просмотров рекламного поста). А уже за период января–сентября текущего года объём достиг 14,3 млрд рублей.
Такой интенсивный рост аналитики объясняют увеличением российской аудитории мессенджера за последний год, а также ростом стоимости рекламы.
К слову, с 2018 года по количеству скачиваний в России из iOS App Store и Google Play Telegram сдвинулся с 6–го места до 2–го, уступая лишь TikTok. Авторы исследования ожидают, что с учётом текущей динамики объём рекламы в русскоязычных telegram–каналах к концу 2021 года может достичь 20 млрд рублей.
Сейчас лидирующие позиции по обороту рекламы занимают telegram–каналы в тематике инвестиций (12,44%), бизнес и стартапы (9,64%), а также маркетинг и PR (6,16%). Однако некоторые эксперты из банковской сферы в беседе с "ДП" говорят, что, несмотря на большую популярность инвестиционных telegram–каналов, профессионалы относятся к ресурсу скептически. Это связано с тем, что по–настоящему ценная информация туда не попадает.

Своя реклама

Основатель Telegram Павел Дуров объявил о появлении официальных рекламных сообщений в мессенджере. Отмечается, что они не будут показываться в списке чатов, личных беседах или группах (практика размещения рекламных сообщений в списке чатов сейчас используется другим мессенджером — Viber).
Кроме того, Дуров заявил, что официальная реклама в Telegram затронет только большие каналы с численностью подписчиков от 1000 человек — сервисы, где уже и так есть реклама, поддержка которых приводит к наибольшим расходам со стороны мессенджера. Дуров заверил, что рекламные сообщения в Telegram будут ненавязчивыми: "В них допускаются только короткие тексты без внешних ссылок или фотографий. Рекламное объявление может появиться только после просмотра всех новых сообщений в канале".

Намного комфортнее

В Telegram уверены, что официальные рекламные сообщения, которые внедряет мессенджер, будут "намного более комфортными для пользователей", а доход от них позволит дальше предоставлять пользователям бесплатный и неограниченный сервис. В то же время отключить показ такой рекламы можно будет только с помощью платной подписки. Таким образом у Telegram появляется как минимум три источника получения прибыли: рекламодатели, желающие официально разместить рекламу на просторах мессенджера, пользователи, которые не хотят видеть эту рекламу, и администраторы telegram–каналов, которые желают отключить навязанную им рекламу для всех своих подписчиков.
Пока не уточняется, какой именно будет плата за подписку по отключению рекламы, но Павел Дуров заявил, что она будет "недорогой" и появится уже в ноябре.
В отличие от рекламы в telegram–каналах, которая публикуется и модерируется администратором самого канала, официальные рекламные сообщения Telegram хоть и выглядят как очередной пост в том или ином канале, однако пока не соответствуют тематике канала, в котором появляются.

Планы поменялись

Напомним, что в 2013 году Павел Дуров обещал сохранить мессенджер свободным от рекламы и платных подписок. Именно такое сообщение встречало пользователей в новоиспечённом мессенджере: "Telegram всегда будет бесплатным. Без рекламы. Без платных подписок". Впрочем, уже к концу 2020 года риторика изменилась: "Telegram начнёт монетизироваться", — заявлял Павел Дуров, отмечая, что "все текущие сервисы Telegram останутся бесплатными". Этому повороту предшествовал провал блокчейн–платформы TON (Telegram Open Network), которую пришлось закрыть из–за претензий Комиссии по ценным бумагам и биржам США. Таким образом, у мессенджера не осталось иного пути монетизации, кроме как создание официального рекламного сервиса внутри Telegram, вопреки своим обещаниям.
С другой стороны, как отмечает СЕО ESF Group Дмитрий Семёнов, запуск официальной рекламной платформы в Telegram открывает перед рекламодателями новый инструментарий для взаимодействия с мессенджером. По мнению эксперта, введение официального рекламного сервиса в Telegram поможет специалистам не только получить более полную картину медиапотребления в мессенджере, но и новые рекламные бюджеты от компаний, которые до сих пор не видели для себя возможности активного продвижения в отдельных каналах: "Размещение рекламы в telegram–каналах всегда имело свою специфику, которая подходила далеко не всем рекламодателям. Каждый telegram–канал представляет собой своего рода “кружок по интересам”, что усложняет задачу таргетологов по поиску аудитории, на которую рассчитан контент. Поэтому намного проще централизованно взаимодействовать с официальным рекламным сервисом, чем с разнообразными биржами или отдельными владельцами каналов".