Похмелье после Brexit: рухнувшая торговля и топливный кризис Великобритании

Автор фото: Ермохин Сергей

Великобритания теряет звание одного из крупнейших торговых партнёров главной экономики Евросоюза — Германии, а последствия Brexit ударили по логистическим цепочкам и карманам британцев.

Бизнес считает убытки

Великобритания после Brexit теряет свои позиции в качестве торгового партнёра. Если ситуация не улучшится за вторую половину года, Великобритания потеряет звание одного из крупнейших торговых партнёров Германии.
И это будет впервые с 1950 года. Объединённое Королевство может вылететь из первой десятки главных партнёров крупнейшей экономики Евросоюза. По данным Reuters, нарушения, вызванные Brexit, заставляют крупнейшие экономики Европы искать другие торговые рынки. Развод длится уже более четырёх лет. В этот период Германия постепенно сокращала свои торговые связи с Великобританией.
За первые шесть месяцев этого года, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, импорт Германии из Великобритании сократился почти на 11% и составил 16,1 млрд евро.
Хотя в первом полугодии немецкий экспорт в Великобританию вырос на 2,6%, до 32,1 млрд евро, это всё равно не компенсировало негативное влияние Brexit на торговлю. Она снизилась на 2,3%, до 48,2 млрд евро. В первом полугодии Великобритания стала одиннадцатым торговым партнёром Германии. Для сравнения, в 2016 году замыкала первую пятёрку.
В декабре 2020 года Федеральная ассоциация оптовой и внешней торговли Германии (BGA) сообщила, что каждая пятая опрошенная компания реорганизует свои цепочки поставок и меняет торговых партнёров на страны-члены ЕС.

Хороших новостей мало

Эксперты не ожидают, что во второй половине года ситуация изменится к лучшему. Президент Британской торговой палаты Германии Майкл Шмидт даже предположил, что ситуация может измениться только в худшую сторону.
"Из-за проблем, связанных с Brexit, всё больше предприятий малого и среднего бизнеса прекращают торговлю в Великобритании", — отметил Шмидт.
В первом полугодии торговля рухнула из-за таможенных проверок. Их запустили с 1 января, а эффект предсказывали заранее. "Деловой Петербург" уже писал о хаосе накануне полного развода между Великобританией и Сообществом.
Всё это — эффект переходного периода, в следующем году таможенные барьеры станут ещё жестче. В итоге, уже в наши дни, согласно последнему опросу Financial Times, почти треть британских компаний, торгующих с ЕС, говорят, что понесли убытки в результате изменений правил торговли.
По данным исследования, около 17% опрошенных британских компаний, торговавших с ЕС до 1 января, прекратили свои торговые отношения с Сообществом после окончания переходного периода. Некоторые компании пошли на такой шаг без планов о возвращении, в то время как другие считали это временным решением.
Согласно результатам опроса, труднее всего к изменениям приспособились малые предприятия с британской пропиской.
Всего были опрошены руководители 651 компании, которых попросили оценить изменения после Brexit: 31% британских компаний заявили, что торговые барьеры, введённые с 1 января, оказали негативное влияние на торговлю с Сообществом, 6% заявили, что торговля увеличилась, а 58% пока не испытывают никаких изменений.

Логистические последствия

Перебои в торговле в начале года не оказались временным явлением. Низкие показатели не ограничились январем. И в мае, и в июне торговля товарами между Великобританией и Германией не достигла уровня 2019 года. Со всеми другими крупными партнёрами Германии объемы торговли восстановились.
"Потеря позиций Великобритании как торгового партнёра является логическим следствием Brexit. Скорее всего, это будет продолжаться долгое время", — сказал в интервью Reuters президент Института мировой экономики Габриэль Фельбермаер.
Подробный отчёт о торговле показывает, что за первые шесть месяцев этого года импорт Германией сельскохозяйственной продукции из Великобритании сократился более чем на 80%, а фармацевтических препаратов — почти на 50%.
"В связи с внезапным появлением таможенных правил многие небольшие компании просто не в состоянии оплачивать возросшие расходы. Это различные сертификаты о качестве для, например, сыра и других скоропортящихся продуктов", — отметил Шмидт.
Однако большее влияние новые торговые правила оказали на британские, а не на немецкие компании. По мнению экспертов, немецкие компании привыкли экспортировать товары в третьи страны, делают это на протяжении десятилетий и не являются новичками в таможенных процедурах.
"В Великобритании ситуация совершенно иная. Многие небольшие британские компании потеряли доступ к своему крупнейшему и самому важному экспортному рынку. Большинство из них всегда экспортировали продукцию в ЕС, и им пришлось начинать все заново. Это как выстрел в ногу. Вот почему немецкий импорт из Великобритании летит вниз со скоростью свободного падения", — сравнивает ситуацию Шмидт.
Однако эксперт выразил надежду, что ситуация сможет в итоге измениться: частный сектор обычно быстро адаптируется и приспосабливается к изменившейся ситуации. Однако на это потребуется время.
Германия не является исключением из правил в отношении тенденций торговли с ЕС. Уже объявлено, что экспорт продуктов питания и напитков из Великобритании в ЕС за первые шесть месяцев 2021 года упал почти на 20%. В период с января по июнь его общий объём составил 9,2 млрд евро. В первой половине 2020 года было 9,6 млрд фунтов стерлингов, а за первые шесть месяцев 2019 года — 11,1 млрд фунтов стерлингов.
Недостаток был вызван в основном падением экспорта в страны ЕС, которое не удалось компенсировать увеличением экспорта продовольствия и других товаров в страны, не входящие в Сообщество. Особенно в Азию и Южную Америку, говорится в сообщении Федерации продуктов питания и напитков Великобритании.
В январе-июне этого года экспорт продуктов питания и напитков в 27 стран Сообщества составил 4,9 млрд фунтов стерлингов. За полгода 2020-го — 5,9 млрд фунтов стерлингов.
Помимо Brexit, проблемы, возникающие в Великобритании, усугубляются новой пандемией коронавируса и нехваткой персонала. При этом эксперты указывают ещё и на то, что пока трудно оценить истинный ущерб Brexit и в этом виноват уже разный подход к статистике в Великобритании и ЕС. "Евростат" подчёркивает, что Объединённое Королевство неуклонно теряет позиции в качестве торгового партнёра в масштабах всего ЕС. В Лондоне политики любят обвинять ЕС в излишнем драматизме и считают по-своему.

Топливный кризис — эхо Brexit

Сегодняшний невиданный топливный кризис в Великобритании также стоит считать одним из последствий Brexit, хотя сами британцы не склонны его связывать напрямую. Заправочные станции на острове пусты, а люди занимают километровые очереди, чтобы залить баки своих автомобилей. К ситуации подключили армию, которая с начала октября начала доставлять бензин и дизель на АЗС.
Причина — отсутствие водителей. По словам главы Федерации продуктов питания и напитков Великобритании Яна Райта, в настоящее время в цепочке "от фермы до стола" не хватает около полумиллиона работников. Это отчасти связано с пандемией коронавируса и Brexit, в результате которого многие гастарбайтеры уехали на родину, сообщает BBC.
Райт подчёркивает, что это не означает, что у граждан Великобритании начнут заканчиваться продукты питания, чтобы прокормить себя, но им придётся смириться с тем, что свобода выбора и ассортимент доступных продуктов значительно сократятся.
"Британский покупатель мог рассчитывать найти на полке любой товар, который он хотел. Это время прошло, и я не думаю, что оно когда-нибудь вернётся", — сказал он.
По мере того как компании будут пытаться адаптироваться к дефициту, они начнут думать о том, какие товары принесут более высокую прибыль, а какие просто не стоит отправлять.
"На прошлой неделе вся Восточная Англия практически осталась без бутилированной воды, потому что предприятия не смогли привезти её вместе с другими товарами. Поэтому предприятия решили отдать предпочтение тем продуктам, которые приносят более высокую прибыль", — привёл пример Райт.
С начала пандемии Великобританию уже покинули 1,4 млн человек, в основном граждане ЕС, и сегодня эта цифра может достичь 2,5 млн.

Цены на продовольствие уже растут

Из-за острой нехватки персонала и других логистических проблем предприятия по производству продуктов питания сталкиваются с резким ростом цен на транспорт и услуги. Хотя это повышение ещё не дошло до карманов покупателей, на предприятиях утверждают, что не смогут полностью защитить их. По оценкам The Guardian, цена на помидоры за год уже удвоилась, а цена на растительное масло достигла 30-летнего максимума.
"Мы делаем всё возможное, чтобы самим покрыть большую часть растущих расходов, но, как и все остальные участники цепочки поставок, мы не сможем делать это вечно", — сказал в интервью BBC Radio 4 управляющий директор Woods Foodservice Даррен Лаббетт.
"Мы стараемся закупать больше продукции наперёд. Больше, чем раньше", — добавил он, но подчеркнул, что для некоторых продуктов это просто невозможно из-за сроков хранения.
По мнению исполнительного директора Федерации оптовых дистрибьюторов Джеймса Билби, инфляции избежать не удастся. "Во всей цепочке поставок в настоящее время не хватает 500 тыс. работников. Наблюдается явный рост заработной платы водителей, что неизбежно приведёт к инфляции цен на продукты питания. Нехватка работников означает, что водителям приходится платить гораздо больше, что в конечном итоге скажется и на других сферах", — считает Билби.
По его оценкам, такие компании как KFC, McDonald's, Greggs, Subway, Nando's, Arla, Sainsbury's, Sainsbury's, Tesco, Co-op, Morrisons, Iceland Foods, Wetherspoons, Diageo, Coca-Cola, Wagamama и Halfords из-за нехватки персонала уже были вынуждены ограничить или даже частично приостановить свою деятельность.
Отдельно вызывает беспокойство грядущий праздничный сезон, который традиционно сопровождается резким увеличением объёма поставок в и без того напряжённом секторе логистики и розничной торговли. Кроме того, в начале 2022 года заканчивается переходный период, когда товары перемещались между ЕС и Великобританией по упрощённой процедуре.