Ретейлеры и застройщики выдохнули: кто выиграл от ухода Григорьева

Автор фото: Ермохин Сергей

Каким запомнился главный архитектор Владимир Григорьев.

О далёком прошлом Григорьева известен следующий факт, записанный с его слов: "В детском саду дети у нас делились на две категории. Те, кто невкусное оставляли на начало, и те, кто на потом".
На должности главы КГА он не стал откладывать самое вкусное на потом. Григорьев начал добиваться, и добился, права согласовывать внешний вид (архитектурно-градостроительный облик, АГО) зданий, сначала жилых, а потом и почти всех остальных. Так что застройщики знали: мало договорить о нормативах, им потом ещё АГО у Григорьева согласовывать. К этому делу Владимир Анатольевич подходил не формально: порой фасады отклонялись, так что их приходилось полностью переделывать. "Я готов отвечать за то, что сейчас согласовывает КГА", — говорил главный архитектор. Правда, по его словам, результат (упорядочение застройки) должен стать очевиден лет через пять.
Другим фронтом борьбы КГА были вывески. Григорьев считал, что они на некоторых магазинах слишком большие — буквы в несколько метров не украшают облик города. Ретейлеры и другие бизнесмены протестовали. Говорили, Владимир Анатольевич человек широких масштабов, а здесь надо разбираться в нюансах. В итоге размеры вывесок ограничили, но оставили возможность для отклонения от этих ограничений.
Не хотел Григорьев идти на поводу и у общественного мнения, которое желало видеть граффити на фасадах. Тут главный архитектор продвигал идею световых проекций, чтобы и стены не красить, и чтобы многочисленные любители современного искусства были довольны. Косо он смотрел и на велодорожки: пусть строят, только сначала надо выпустить распоряжение, чтоб "чиновникам отсель допускалось носить резиновые штаны, резиновые сапоги и футболки ярко-зелёного цвета". Зато дабы поспорить (или выслушать) защитников Пулковской обсерватории, он как-то без приглашения пришёл на организованную активистами конференцию в их офис на ул. Достоевского, известный как "Открытое пространство". "Сидят в каком-то подвале…", — бросил он, уходя. Наверное, он единственный чиновник такого ранга, кто там побывал.
Григорьев придавал значение сохранению советского архитектурного наследия (потому что, объяснял он, не советскую и так уже защищает КГИОП), но СКК отстоять не смог. Глава КГА любил проводить архитектурные конкурсы, хотя они не всегда удавались и не всегда имели зримые последствия. Бизнесмены, должно быть, вздрогнули, когда увидели победившую концепцию конкурса "Ресурс периферии", по которой под снос отправлялись многие магазины и другие объекты в Красногвардейском районе.
Застройщики, по-видимому, долго будут припоминать Григорьеву урезание максимальной высоты до 40 метров в Правилах землепользования и застройки. С одной стороны, китайских стен, как на Парнасе, больше не проектируется, с другой, недоброжелатели говорят, что новостройки зачастую подстрижены как под одну гребенку. И уж лучше бы строили небоскрёбы. Сам Григорьев на подобные упрёки отвечал — мол, съездите в исторический центр, там чуть не все дома на улице будут примерно одной высоты. В последнее время зодчий думал над доработкой этой системы. Составил письмо в адрес своего начальника, вице-губернатора Николая Линченко, с предложением сделать локальные доминанты в районе транспортно-пересадочных узлов. Но ответ придёт уже кому-то другому...
Не успел Григорьев провести через все инстанции и новый Генплан Петербурга, рассчитанный на десятилетия вперёд, хотя срок действия прежнего документа вышел несколько месяцев назад. Слишком много интересантов давят со всех сторон. Возможно, ему и это припомнили, предлагая написать заявление об увольнении. Но главное, что проект Генплана разработан, и хорошо, что подготовка его происходила под контролем Законодательного собрания прошлого созыва, а именно комиссии по горхозу Сергея Никешина.
Григорьев говорил коллегам по Градсовету: "Высказывайте всё, что вы думаете, а дальше мы уже решим, что принимать во внимание, а что нет". А когда стояла тишина, подбадривал: "Как хорошо, что градостроительный совет пробует разные способы выражения своего мнения, например, молча". То есть, был либеральным руководителем. В своём понимании.
Типичного чиновника из него [пока] не вышло — харизматичен, раносторонне эрудирован. Похоже, что на Владимира Анатольевича в своё время произвёл впечатление сериал "Наша Раша". Там есть герой, мужик в майке, комментирующий новости сидя на диване. Зодчий как-то его вспомнил. "Никто не хочет показаться Светлаковым, который разговаривает с телевизором", — одёрнул Григорьев одного из членов совета, который, по его мнению, в своих суждениях вышел за рамки компетенции этого органа. Также главный архитектор цитировал Тита Ливия, но эта цитата не запомнилась.
В августе 2018 года Кремль присвоил Григорьеву почётное звание заслуженного архитектора России — своего рода лавровый венок, если развивать древнеримскую тему. Это было незадолго до назначения врио губернатора Александра Беглова. Спустя полгода зодчий обронил: "Я уже четыре года почти не рисую, и стал замечать, что навыки теряются. Навык требует ежедневных упражнений". Возможно, его несколько утешало то обстоятельство, что бывшая его мастерская по-прежнему успешна и трудится над всё новыми крупными проектами. В 2020-м, представляя концепции парка для Тучкова буяна (одно из последних крупных событий перед пандемией), глава КГА заметил: "Петербург не выносит вторичности. Петербург переплавляет всё хорошее в мире и создаёт неповторимый колорит".
Таким запомнился на своём посту Владимир Григорьев, десятый главный архитектор Петербурга, считая с момента учреждения должности в 1936 году. Пожелаем ему успехов. Григорьев был одним из старожилов Смольного, но не последним старожилом. По данным системы "Контур.Фокус", ещё восемь из 36 комитетов возлавляют люди, работавшие и при предыдущем губернаторе Петербурга Георгии Полтавченко. В градостроительном блоке это глава КГИОП Сергей Макаров.