Ковид и локдаун уже не беспокоят: главные страхи четвёртой волны

Автор фото: Лидия Верещагина
Автор фото: Лидия Верещагина

Спрос на услуги психологов, коучей и психотерапевтов с начала пандемии в России увеличился в разы. Этому способствовала доступность психологических услуг — большинство специалистов перешли в онлайн, а разнообразие предложений позволяет подобрать врача на любой бюджет. Какие вопросы прорабатывают с психологами и коучами бизнесмены, а также простые россияне, разбирался "ДП".

С приходом COVID-19 в Россию спрос на психологические услуги в крупных городах страны вырос кратно. По данным сервиса Profi.ru в Волгограде, Челябинске, Казани, Перми, Самаре — в 5-9 раз, в Воронеже, Новосибирске и Екатеринбурге — в 4,5 раза. В Красноярске и Нижнем Новгороде спрос увеличился на 275%, в Уфе и Краснодаре — на 200%. В Москве рост составил 105%, в Петербурге — 115%. Вторая волна пандемии подняла спрос на психологов в стране на 89% по сравнению с доковидным 2019-м, свидетельствует анализ "Авито Услуг".
Спрос сформировал предложение: в Москве свои консультации психологи стали предлагать на 95% чаще, в Петербурге — на 43%. В обеих столицах консультация специалиста обходится в среднем в 2-2,5 тыс. рублей. В других городах-миллионниках — в 1,5 тыс.
Объём рынка психологических услуг по разным оценкам составляет от 60 до 100 млрд рублей. Существенная часть приходится на Москву и Петербург. Объём петербургского рынка психологических услуг оценивается в 21 млрд рублей.
При этом доля профессиональных психологов на рынке психологических услуг составляет в лучшем случае 50%, а среди частнопрактикующих специалистов — не более 10%, говорят опрошенные "ДП" специалисты. Большая часть "психоаналитиков" и "психологов" не имеют не только специального, но и высшего образования.
На ситуацию на рынке психологических услуг обратила внимание психолог из Пермского края Альфия Денисова в марте 2021 года во время встречи президента РФ Владимира Путина с волонтёрами. Она отметила, что в России есть "серая зона" оказания психологических услуг, когда люди без соответствующего базового образования, посредством окончания каких-либо курсов, самостоятельно оказывают услуги в качестве психологов. Владимир Путин предложил подумать над лицензированием определённых психологических услуг и обещал заняться этой проблемой.

Тотальный переход

С пандемией психологи пересмотрели своё отношение к онлайн-формату. Тотальный переход помогающих практиков в онлайн, экстенсивное развитие многочисленных онлайн-сервисов по подбору психологов (Зигмунд, Psyalter и т.д.), появление бесчисленного множества онлайн-курсов, школ, диджитал-продуктов на психологические темы — такие изменения на рынке наблюдает основатель Школы Частной Практики, коуч-тренер в области продвижения психологических услуг Ольга Кошкина.
По её словам, в онлайне есть свои плюсы и минусы для обеих сторон: "Можно работать из любой точки, в терапию приходят клиенты, которые раньше не обратились бы за помощью. С другой стороны, не всем терапевтам легко работать в онлайн-формате, большинство методик и техник, которыми они владеют, рассчитаны на живое присутствие клиента. В связи с этим некоторые психотерапевты чувствуют, будто онлайн-терапия — это такой урезанный, ненастоящий вариант живой терапии, что они не дают клиентам той ценности, которую могли бы дать вживую. По этой причине иногда терапевты занижают стоимость своей онлайн-работы".
Практически все психологические практики ушли в онлайн, соглашается президент Международной Профессиональной Ассоциации Психологов, кандидат психологических наук, член-корреспондент Международной академии образования, клинический психолог Ольга Хлебодарова. С приходом тысяч специалистов в онлайн возросла конкуренция. И онлайн-платформы, соединяющие клиентов с помогающими практиками, расцвели пышным цветом. Самые популярные среди них — Zigmund.Online, YouTalk, Alter и "Ясно".
Не все помогающие практики готовы заниматься самопродвижением из-за сложности процесса, подтверждает Ольга Кошкина. Им проще делиться с сервисом частью своего гонорара, чем самостоятельно развивать личный бренд, вести соцсети и т.д.

Отцы и дети

Первый год пандемии и первый локдаун не все россияне пережили без потерь в личной жизни, отмечают опрошенные "ДП" специалисты. Было очень много запросов, связанных с повышенной тревожностью, чувствами беспомощности и гнева, увеличилось число обращений, связанных с внутрисемейными конфликтами, говорит Ольга Хлебодарова.
В эту осень в преддверии нового локдауна очень много предразводных ситуаций в семьях. Количество запросов о помощи проживания утраты близкого в сравнении с осенью прошедшего года осталось на прежнем уровне.
Отдельное направление запросов периода пандемии связано с воспитанием детей. Если в 2020-м родителям пришлось решать проблемы, связанные с усталостью детей от длительного сидения дома, то осенью 2021-го участились запросы родителей из-за самоповреждений подростками себя, травли в школе.
"Самым частым запросом среди моих клиентов являются проблемы их детей и взаимоотношения с ними", — рассказала "ДП" ведущий российский психолог, профессор, кандидат психологических наук, автор бестселлеров "Бизнес — это психология", "Хочу, могу, надо" Марина Мелия.

Перестали откладывать жизнь на потом

В коучинге — направлении, получившем активное развитие в пандемию, — ситуация более оптимистичная. Если осенью 2020-го было множество запросов, связанных с выходом из стресса, возвращением в нормальное состояние и поиском быстрых решений, позволяющих удержаться на плаву, то в эту осень ситуация изменилась, подчёркивает глава комитета по маркетингу и PR ICF (International Coaching Federation) Россия Светлана Мишина.
"Клиенты меньше говорят о стрессе и влияющих внешних факторах. Больше фокусируются не на мгновенных решениях, а на стратегиях долгосрочного управления своей жизнью, здоровьем, состоянием и образом жизни. Перестают откладывать жизнь на потом, ищут возможности организовать свою жизнь и работу таким образом, чтобы хватало времени и на сильные профессиональные результаты, и на любимые занятия вне рабочей сферы", — делится Светлана Мишина.
Объём рынка коучинговых услуг в России оценивается экспертами в $100 млн. По прогнозам Ассоциации русскоязычных коучей (АРК), к 2025 он вырастет в 2-3 раза. Больше половины рынка приходится на Москву и Санкт-Петербург.
Весь 2020 рынок коучинговых услуг интенсивно развивался: росло число клиентов, увеличилась продолжительность коучинговых контрактов.
В ходе опроса ICF Россия своих членов в декабре 2020-январе 2021, 64% опрошенных коучей заявили о росте количества клиентов в 2020, 56% опрошенных заключали с клиентами контракты на 4-7 сессий. Количество долгосрочных контрактов у коуча стало во многом зависеть от его стажа и уровня сертификации.
Надо отметить, в коучинговом сегменте более чёткая система профессионального отбора, чем в психологическом. Ключевая организация — Международная Федерация Коучинга (International Coaching Federation) — объединяет свыше 42 500 практикующих коучей в 147 странах мира и она же занимается аккредитацией. В её российском подразделении — ICF Russia Chapter — 640 лицензированных коучей из 30 регионов. Помимо ICF Russia, на российском рынке коучинговых услуг работает Ассоциация русскоязычных коучей (АРК), которая с 2013 года участвует в разработке профессионального стандарта "коуча" совместно с Минтрудом России и Агентством стратегических инициатив. И хотя с 2018 года работа подвисла на этапе повторной подачи второй версии профстандарта, игроки коучингового рынка согласны, что он оказал позитивное влияние на рынок.
Клиенты находят коучей по рекомендации, через профили в социальных сетях, либо в каталоге на сайте ICF России, где можно найти коучей по стажу, разным направлениям деятельности (бизнес-коучинг, карьерный коучинг, коучинг родителей и подростков, лайф-коучинг, командный/групповой коучинг). Услуги коучей варьируются от 1000 рублей до 100 тыс. рублей за сессию.

Режим гашения пожаров

В бизнес-психотерапии не всё так радужно, считает кандидат медицинских наук, бизнес-психотерапевт, консультант по личному развитию лидеров Ольга Лукина.
Компании поделились на два лагеря: те, кто через кризис усилили свои позиции и компании, собственники которых вошли в пандемию с нереалистичными амбициями и плохо управляемыми собственными деструктивными привычками.
"Лидеры с хорошей созидающей компонентой, кто к моменту наступления коронокризиса успели выстроить надёжную базу, устойчивые бизнесы-процессы, слаженную команду, имели финансовую подушку, использовали кризис для переоценки вещей, выработки новых стратегий, и сейчас чувствуют себя хорошо: у них увеличилась прибыль, и бизнес расширился", — делится Ольга Лукина.
"Второй лагерь — собственники, которые привыкли жить в режиме гашения пожаров, а команду вытаскивать за счёт своей харизмы. Их отношения с командой были напряжёнными и ненадёжными, а бизнес-процессы зыбкими и плохо отстроенными. Такие компании либо закрылись, либо находятся в состоянии агонии. Их сотрудники побежали как крысы с корабля. И владельцы находятся в серьёзных раздумьях — стоит ли продолжать, вдыхать в этот бизнес новые силы, или начать новое дело с новой командой", — говорит Ольга Лукина.
По её словам, текущий кризис показал, что бизнес 21 века — это качественные человеческие отношения. Ольга Лукина рекомендует работать над отношениями в команде, не дожидаясь следующего кризиса: "Если владельцы чувствуют, что нет слаженности в команде, нет доверия к людям и ощущения, что они разделят твои риски, будут ночами искать решения, чтобы бизнес продолжал жить, искренне, потому что дорожат компанией, то надо начинать работать с собой и со своей командой, чтобы создать прочные отношения".
В коучинге, рассказывает Светлана Мишина, компании, наёмные сотрудники, фрилансеры всё больше предпочитают не держать "все яйца в одной корзине", развивая исключительно одну сферу деятельности. Они формируют альтернативные, либо дополнительные направления своего развития и движения. "Можно сказать, что клиенты коучинга больше стали искать стратегические решения в отличие от осени 2020, когда речь больше шла о тактике", — резюмирует эксперт.