Спектр последствий: коронавирус грозит распространением болезни Альцгеймера

Автор фото: Shutterstock

Неврологические осложнения после ковида уже в ближайшем будущем могут спровоцировать рост числа пациентов с болезнью Альцгеймера.

К такому выводу пришли учёные, обнаружив генетические взаимосвязи вируса SARS–CoV–2 и болезни Альцгеймера. По данным Минздрава, различные неврологические расстройства встречаются у 99% переболевших COVID–19. Их спектр очень разнообразен — от головной боли и потери обоняния и вкуса до когнитивных нарушений, сопровождающихся тревогой и депрессией.
"Особенность неврологических последствий коронавируса в том, что они имеют склонность накапливаться с течением времени, — поясняет Екатерина Саморукова, врач–невролог высшей категории клиники “Медика”. — Различные нервно–психические симптомы могут как сопровождать острую вирусную инфекцию, так и следовать за перенесённым заболеванием неделями, месяцами и более".
По словам эксперта, эти последствия обусловлены в первую очередь психосоматическими составляющими COVID–19, а также стрессом и страхом. Они повышают артериальное давление, увеличивают риск проблем с сосудами, могут привести к декомпенсации либо обострению хронических заболеваний. По данным исследования ФГБУ "НМИЦ ПН им. В. П. Сербского" Минздрава России, у 50% заболевших COVID–19 наблюдается депрессия, у 55% — тревожность, около 70% демонстрируют психосоматическую симптоматику.
Вторая причина — нейротоксическое действие коронавирусной инфекции. К расстройствам психоневрологического характера может приводить и нарушение функций лёгких, развивающееся при ковиде.
"Питание коры головного мозга кислородом ослабляется, связи головного мозга разрушаются, в результате развиваются когнитивные нарушения", — поясняет Екатерина Саморукова. По словам эксперта, продолжительные изменения в мозге после болезни грозят риском возрастного когнитивного снижения и болезни Альцгеймера. "Деструктивное и разрушительное действие нейроиммунных клеток и воспалительных сигналов может привести к необратимому ухудшению памяти. Это объясняется повреждением нейронных связей или самих нейронов", — комментирует Екатерина Саморукова.

Медленное развитие

"Болезнь Альцгеймера — это нейродегенеративное заболевание, которое возникает вследствие отложения патологического белка (амилоида). Этот процесс развивается медленно и не может проявиться внезапно после перенесённой вирусной инфекции. При этом известно, что вирус SARS–CoV–2 может запускать процесс нейровоспаления, которое способствует формированию этого патологического белка, поэтому учёные опасаются возрастания числа случаев болезни Альцгеймера в будущем", — подтверждает ведущий врач–невролог Международного медицинского центра "СОГАЗ" Лидия Гузева.
Кроме того, как рассказала эксперт, обнаружены генетические взаимосвязи вируса и болезни Альцгеймера. Так, исследование Британского биобанка (с использованием 451 367 образцов биоматериала) выявило, что генотип APOE–?4/4 связан с повышенным риском тяжёлого течения COVID–19, независимо от ранее существовавших у пациента признаков деменции, сердечно–сосудистых заболеваний или сахарного диабета 2–го типа. Этот же генотип является достоверным генетическим фактором риска развития болезни Альцгеймера.

Долгий ковид

По словам Разият Чупановой, невролога медицинского онлайн–сервиса "СберЗдоровье", такие распространённые неврологические проявления коронавируса, как головная боль, расстройство обоняния, вкуса, головокружение, снижение памяти, нарушение концентрации внимания, как правило, не требуют терапии и при отсутствии утяжеляющих сопутствующих и хронических заболеваний обычно проходят самостоятельно в течение 6 месяцев.
"Большинство (63%) жителей Северной столицы заметили у себя какие–либо из последствий COVID–19, однако почти половина из них смогли восстановиться от болезни за месяц, — подтверждает Мария Бузунова, руководитель пресс–службы hh.ru по СЗФО. — Ещё 35% отметили, что им для реабилитации понадобился срок от месяца до полугода, а для 12% он растянулся на год".
Исследование шведских учёных, проведённое под руководством Магнуса Гисслена из Гётеборгского университета, также говорит о том, что и спустя полгода далеко не у всех здоровых пациентов полностью исчезают симптомы постковидных неврологических осложнений.
"Через 6 месяцев от перенесённого заболевания исследователи фиксировали нормализацию маркеров воспаления центральной нервной системы, но, несмотря на это, половина пациентов сообщала о сохранении симптомов поражения ЦНС: усталости, проблемах с концентрацией, вниманием и памятью, снижении других когнитивных функций. Но в целом работ, изучающих долгосрочные последствия коронавируса, пока очень мало, поэтому для того, чтобы сделать какие–то выводы, необходимы новые исследования в этой области", — считает Лидия Гузева.
Однако, по словам экспертов, уже сейчас известно, что появление неврологической симптоматики указывает на утяжеление и ухудшение прогноза заболевания. "Реакция нервной системы присутствует при любом неблагополучии организма и является обязательной, — убеждён Константин Напах, врач–невролог, рефлексотерапевт Первой семейной клиники Петербурга. — От её скорости, качества и адекватности зависит исход встречи организма с любыми неблагоприятными обстоятельствами, в том числе — при заболеваниях. Неврологическая симптоматика (от головокружений и нарушения координации до парезов и выпадения чувствительности) указывает на нарушение деятельности нервной системы, а значит, прогнозы лёгкого сценария развития и течения болезни оправданы не будут".
Разият Чупанова также отмечает: повышенный риск развития психических расстройств на фоне COVID–19 может быть связан с ранее существовавшими у пациентов расстройствами настроения, тревогой и синдромом гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ).
"Есть случаи, когда коронавирус провоцировал имевшуюся с рождения предрасположенность и “будил” до того спящую депрессию, — подтверждает Екатерина Саморукова. — Надо понимать, что сама по себе эта болезнь — мощный стресс, с которым не справляются люди, чувствительные, в частности, к информационному давлению и напряжённой обстановке. Социогенный фактор в данном случае — один из ключевых. Продолжительная паника, вызванная СМИ, серьёзно истощает психику людей".