Гонки в масках и без: американские горки петербургского легпрома

Автор фото: Сергей Коньков

Производственный "масочный бум" сменяется повышением цен на сырьё от контрагентов, а сокращение "серых" поставок не решает проблему высокой импортозависимости.

С первого — беглого — взгляда на сферу, можно подумать, что лёгкая промышленность Петербурга (или, скорее, "сателлитной" Ленобласти) наконец крепчает. Если верить индексу промышленного производства за 2020 год от Петростата, то областной ИПП в сегменте одежды составил 106,8% от показателей 2019-го, в сфере текстильных изделий — 144% (показатель больше только у полиграфической деятельности и копирования носителей информации — неожиданные 148,3%).
И хотя в 2020-м в самом Петербурге в соответствующих отраслях проценты распределились иначе (лишь 86,8% и 74,7% соответственно), к 2021-му ситуация выправилась: за январь-июль городская одежда "доросла" до 114,9%, текстиль — до 122,6%. В Ленобласти полугодовой ИПП в этих же сегментах — 116,5% и 142,3%.

Все на базу

Рост показателей лёгкой промышленности в городе — отголоски всероссийской тенденции. По словам заместителя руководителя практики управленческого консалтинга группы "Деловой профиль" Александры Шниповой, именно легпром — одна из немногих сфер, которая оказалась в плюсе на фоне пандемии: "За 2020 год объём производства в отрасли достиг 519,1 млрд рублей, что на 8,3% больше, чем в докризисном 2019-м. Первое полугодие 2021-го также прошло на волне роста спроса на изделия отечественной лёгкой промышленности, и по итогам года прирост производства может составить 6,5-7%".
Из положительных трендов Шнипова выделяет также сокращение "серого" импорта до 8-10% от объёма розничного рынка и рост госинвестиций в отрасль: за 2018-2020 годы легпром получил от государства поддержку в 9 млрд рублей, и ещё 2,3 млрд рублей будут выделены до конца 2021-го.
Это оно — время фанфар, поздравлений и трепетного ожидания благодатного будущего с пропорциональным ростом? Вряд ли: положительная динамика во многом была обусловлена "масочным бумом", когда большинство производителей одежды резко перешли на производство текстиля для медицины. "К тому же наблюдаемое в текущем году увеличение объёмов выпуска традиционных изделий лёгкой промышленности в большинстве случаев объясняется эффектом низкой базы. А прошлогоднее падение производства пальто, брюк, костюмов, женского платья и детской одежды скорее всего не будет компенсировано приростом текущего года", — прогнозирует Александра Шнипова.
Более того: в 2021-м непрофильный легпром не только перестаёт производить маски и СИЗы, но и, по признанию игроков рынка, даже не может реализовать уже отшитые товарные единицы (или, если точнее, тысячи). Единственным всплеском спроса за последнее время стали сентябрьские выборы — госструктуры массово закупались одноразовыми масками.

Положительная стагнация

Справедливо было бы сказать: всплеск прошёл — нужно смириться с неминуемой стагнацией и показателями, сравнимыми с "доковидными" (что для легпрома, в отличие от других сегментов, вполне себе ругательство). Однако застой в контексте нынешнего 2021-го и будущего 2022-го — пожалуй, даже положительный сценарий. Многое зависит не только от спроса потребителей, но и от иностранных производств-контрагентов и поставщиков тканей, кожи, фурнитуры. По словам Светланы Молчановой, директора Союза производителей изделий лёгкой промышленности, цены на необходимое для легпрома сырьё уже в этом году повысились на 30-40%.
"Некоторые поставщики не поднимают цены, чтобы не потерять клиентов. Но видно, что они либо работают на пределе рентабельности, либо начинают привозить и продавать по прежним ценам более дешёвые и менее качественные материалы. Отсрочки по платежам больше не дают, хотя раньше это было нормой", — делится опытом Кристина Урусова, создательница одноимённого локального бренда сумок и аксессуаров Christina Urusova.
Именно по изменениям ценовой политики "локалов" можно отследить, что будет с рынком одежды в целом. Как только небольшие компании с собственными непрерывными производствами узнают о повышении цен от поставщиков — жди изменений. Неважно, какой была себестоимость у предыдущей партии — при выпуске на рынок цены на неё повысятся сразу. Просто для закупки материалов на новую коллекцию нужно где-то брать деньги — причём больше, чем раньше.
На "остатках" от прежних закупок материалов локальный малый и средний легпром почти не работает. Например, в петербургском бренде одежды Anna Pekun рассказывают, что сейчас все сезонные коллекции здесь лимитированные. В новый сезон получается переходить с минимальными товарными остатками.

Аутсорс-пошив

В свою очередь у крупных петербургских игроков рынка, которые в основном работают с зарубежными контрактными производствами (Melon Fashion Group, Concept Group, ООО "Август"), цикл пошива и реализации длится многим дольше — несколько месяцев. Поэтому повышение цен в петербургском масс-маркете с намёком на федеральное значение пока не так заметно — дольше распродаются коллекции со старой себестоимостью. Тем не менее, местные производства, которые берут "отшив на аутсорсе", готовятся к тому, что петербургские гиганты от легпрома вскоре будут вынуждены обратиться к ним.
"Крупные сети, представленные в России, снизили глубину заказов в единицах на артикул, и интерес к фабрикам Вьетнама, Китая и Бангладеш стал уменьшаться за счёт требований к тиражам изделий. В период ощутимого кризиса в fashion-ретейле фабрики, которые занимались пошивом собственных марок, дополнительно получив гарантированные заказы от сторонних брендов и сетевых магазинов, всё чаще отказываются от вложения в производство своих марок или минимизируют партии. Они переходят только на сторонние заказы. Ситуация на таможне с квотами на ввоз, сложность доставки из-за карантинных ограничений также сыграли на руку именно российским производствам. Всё это привело к желанию "замкнуть" процесс внутри страны", — говорит Татьяна Белькевич, президент Русской ассоциации участников fashion-индустрии.
По словам Светланы Молчановой, сегодня лишь 15 предприятий в Петербурге работают на своё имя и свой бренд — остальным хватает прибыльной безымянности.
Но всё же хотя для российского производства одежды такое развитие событий может быть ощутимым рывком, нельзя забывать об отсутствии в стране сырьевой базы. Александра Шнипова уверена: проблемы отрасли не будут решены, пока сохраняется высокая зависимость от импорта тканей и фурнитуры. Импортозамещению могут способствовать расширение выпуска льняных тканей и организация производства высокотехнологичных синтетических материалов (например, из волокон на базе нефтехимической индустрии).
Очевидно, что не самый льняной и не то чтобы нефтяной Петербург в деле легпрома продолжит "тянуться" за другими регионами страны. А в ней — по крайней мере, в концепции развития лёгкой промышленности от Минпромторга до 2025 года — обещают увеличить вклад сегмента в ВВП с 0,9% до 1,5%. Правда, в этой же концепции Россия названа "страной с развитой сырьевой экономикой", а такие страны (опять же, по мнению Минпромторга) наравне с самыми развитыми соседями преимущественно импортируют текстильную продукцию. Рост текстильной промышленности, по мнению министерства, — удел развивающихся стран с низким ВВП на человека.
Одним словом, выборочная сырьевая мощь России — радость далеко не для каждой промышленной отрасли.