До российских школ добралась пандемия близорукости

Автор фото: ТАСС

Почти половина выпускников страдают от проблем со зрением.

По подсчётам Всемирной организации здравоохранения, к настоящему моменту 2,2 млрд человек, или треть населения земного шара, имеют различные нарушения зрения. Эксперты прогнозируют, что к 2050 году этот показатель вырастет вдвое: почти 50% жителей планеты будут страдать от тех или иных заболеваний глаз.
К числу наиболее распространённых офтальмологических проблем эксперты относят миопию (близорукость), которая, как правило, начинает развиваться в младшем школьном возрасте.
"Близорукость — это уже всемирная проблема. Можно сказать, что в мире свирепствует пандемия близорукости и количество людей с этим нарушением растёт каждый год", — комментирует Ирина Шикалович, главный врач сети оптик "Счастливый взгляд" и "Мегаоптика". Основными факторами, способствующими развитию близорукости у детей, являются большие зрительные нагрузки, связанные с занятиями за компьютером и увлечением гаджетами. Причём распространённость миопии у школьников возрастает по мере перехода из младших классов в старшие.
По данным совместного исследования МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца, МНТК "Микрохирургия глаза" им. академика Фёдорова и Санкт–Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, число близоруких учеников первого класса в среднем составило 2,4%. У учеников пятых классов близорукость встречалась уже в 8 раз чаще — 19,7%, а к 11–му классу она ещё удвоилась и составила в среднем 38,6%.
Разница в частоте распространённости миопии связана также со сложностью школьных программ: выявлено, что уровень близорукости у детей, обучающихся в гимназиях и лицеях, существенно выше, чем в обычных образовательных школах. Например, в обычных общеобразовательных школах число близоруких учеников в 11–х классах составило 30,9%, а в гимназиях и лицеях с усложнённой программой — 50,7%.

Зрительный режим

Учёные также обнаружили, что в крупных мегаполисах, таких как Москва и Санкт–Петербург, частота распространённости миопии намного ниже, чем в провинциальных городах. По их мнению, объяснить это можно налаженной системой профилактических мероприятий в этих субъектах Федерации. Так, для того чтобы сохранить ребёнку зрение, необходимо посещать офтальмолога согласно действующему календарю профилактических осмотров.
"Для здоровых детей сроки таких осмотров — это 1–й месяц жизни, 1 год, 3, 6, 7, 10, 13, 15, 16 и 17 лет, — рассказывает Юрий Скоробогатов, заведующий офтальмологическим отделением Международного медицинского центра “СОГАЗ”. — Но я хочу подчеркнуть, что такой график профилактических осмотров необходим детям, у которых отсутствуют какие–либо патологии. В случае же проблем со зрением периодичность осмотров должна быть чаще и устанавливаться врачом–офтальмологом индивидуально".
Опрошенные "ДП" эксперты отмечают, что появлению миопии в детском возрасте в значительной степени способствует сокращение времени, проводимого на открытом воздухе, где наш зрительный фокус в основном направлен вдаль, и увеличение количества занятий и развлечений, требующих напряжения зрения.
Причём это могут быть не только телефоны и компьютеры, но и чтение традиционных бумажных книг в неограниченном количестве.
"Любые нагрузки опасны, если они не дозированы и не упорядочены, — отмечает Юрий Скоробогатов. — Ведь проблемы со зрением (в частности, прогрессирование близорукости) у нас возникли не с появлением компьютеров, телевизоров и смартфонов. Эти заболевания существовали и тогда, когда люди имели дело исключительно с “бумажными носителями”. Это говорит о том, что важен не столько тип зрительной нагрузки, сколько соблюдение или несоблюдение зрительного (охранительного) режима".
Тем не менее, по словам Екатерины Кулеш, офтальмолога клиники "СМТ", режимы зрительной работы, как правило, детьми не соблюдаются, а родителям некогда обратить на это внимание.
"В результате избыточного воздействия зрительных нагрузок у детей появляются жалобы на периодическую или постоянную потерю чёткости изображения при взгляде вдаль, сложности с фокусировкой при переводе взгляда с близкого объекта на дальний, тетрадь — доска, например. К нехорошим симптомам также можно отнести быстрое утомление, потерю чёткости изображения при работе на близком расстоянии (чтение, письмо), боль в глазах, головные боли. Ребёнок начинает щуриться, старается подойти ближе к рассматриваемому объекту или низко наклоняется при чтении и письме. Следует также учитывать, что дети не всегда будут озвучивать свои жалобы, поэтому родителям придётся включить наблюдательность", — предупреждает Екатерина Кулеш.

Соблюдать дистанцию

По словам Аллы Алиевой, офтальмолога, врача высшей категории "СМ–Клиники" в Санкт–Петербурге, есть несколько общих рекомендаций для сохранения зрения в юном возрасте: "Основное — это сбалансированное питание, хороший сон и соблюдение режима обучения с использованием книг и компьютера. Последнее строится на трёх основных моментах, которые нужно учесть каждому школьнику: это время работы, расстояние от предмета до глаз и общая обстановка. Дошкольникам рекомендуется проводить за компьютером или телевизором не более 10–15 минут за сеанс, школьникам — 25–30 минут. Таких сеансов может быть два–три в день. Между ними нужно делать перерыв".
Кроме того, эксперт рекомендует после каждой зрительной нагрузки делать гимнастику для зрения: смотреть вдаль, рисовать глазами узоры, фигуры.
Алла Алиева отмечает, что расстояние от глаз до книги или телефона должно составлять 30–33 см, до компьютера — 60 см, до телевизора — 4–5 м.
"Родителям нужно следить за этим, ведь работа на близком расстоянии всегда перенапрягает глаза. Как результат — спазм внутренней мышцы глаза, который вызывает ложную близорукость. При работе с книгой, тетрадью у школьника должно быть хорошее освещение: верхний свет, а также лампа, которая светит на тетрадь с левой стороны", — поясняет Алла Алиева.
Ирина Шикалович добавляет, что всё зависит от расстояния, на котором используется книга, ТВ или гаджет. "Но телефоны особенно вредны, поскольку именно от них происходит наибольшая из возможных нагрузок, — говорит Ирина Шикалович. — Ребёнок пытается рассмотреть детали на маленьком экране, а игра ещё и затягивает. Поэтому сейчас телевизор — меньшее зло из–за большого расстояния и внушительного экрана".
Наибольшую опасность для ребёнка представляет неправильный режим зрительной нагрузки и несоблюдение дистанции работы (чтения). Мобильные телефоны наиболее опасны именно из–за своей мобильности. Смартфон рядом с подростком находится практически постоянно, и родителям трудно контролировать, как долго ребёнок играет или путешествует в интернете. Если подросток увлечён чтением, лучше отдать предпочтение печатным книгам. Они меньше перегружают зрение, чем электронные.
Василина Лапотникова
Врач-офтальмолог клиники "Капитал Полис"
Считается, что экраны компьютеров, телевизоров и планшетов оказывают на глаза больше негативного влияния, чем чтение книг. Это связано с особенностями передачи информации через экран — при помощи пикселей. Известный синдром компьютерного зрения, в основе которого лежит уменьшение частоты моргания и ухудшение чёткости зрения, специфичен именно для пользователей экранных устройств. Чтобы снизить нагрузку на глаза при использовании гаджетов, рекомендуется чаще моргать или пользоваться увлажняющими каплями, отдыхать каждые 15–20 минут, а также соблюдать правильное положение глаз — не менее 30 см от монитора. Для детей также важно заниматься физическими упражнениями и гулять на свежем воздухе после использования компьютера.
Артём Николаев
Главный врач телемедицинской клиники "Сберздоровья".