Несмотря на продолжающийся в ЕС лейтмотив о том, что во время пандемии необходимо продолжать поддерживать бизнес и работников, неизбежно приближается день, когда странам Еврозоны, получающим огромные финансовые вливания из Брюсселя, придётся вернуться к бюджетной дисциплине.
Время бесконтрольных трат уходит
Президент Еврогруппы и министр финансов Ирландии Паскаль Донохоу после встречи министров финансов стран Еврозоны в середине лета уже заявлял, что стимулирующая экономическая политика сохранится в следующем, 2022 году.
"Самым важным для Еврозоны будет решение о том, как перестроить нашу бюджетную политику, чтобы мы могли продолжать наши усилия по борьбе с пандемией. Но сегодня мы провели лишь предварительное обсуждение, и к этому вопросу нам придётся вернуться осенью", — говорил тогда Донохоу.
В связи с пандемией весной 2020 года правила фискальной дисциплины Еврозоны были заморожены. В борьбе с экономическими последствиями локдауна это развязало руки государствам-членам. С апреля прошлого года страны Еврозоны не были обязаны формировать свои бюджеты с дефицитом государственных финансов не более 3% ВВП и государственным долгом менее 60% ВВП.
Европейская комиссия вряд ли будет требовать от стран ЕС соблюдения фискальной дисциплины в следующем году. Цель — позволить странам Сообщества достичь допандемического уровня, который в ближайший год не ожидается. Считается, что фискальная дисциплина может быть вновь возвращена с 2023 года.
Министры финансов точат копья
Но не все рады такой перспективе. Традиционно особым блоком в ЕС остаются южные страны — в первую очередь Италия и Испания. Впрочем, к ним присоединилась и Франция. Министры финансов этих государств заранее заявили, что правила фискальной дисциплины должны быть пересмотрены и адаптированы к будущим кризисам.
Аналогичную позицию занимает и комиссар ЕК по экономическим вопросам, также итальянец Паоло Джентилони. Этому блоку оппонирует крупнейшая экономика ЕС — Германия. Министр финансов ФРГ Олаф Шольц, например, считает, что кризис показал: правила фискальной дисциплины дают достаточно возможностей для сдерживания экономических дисбалансов и не нуждаются в изменениях.
Что изменится после пересмотра правил
Полноценные публичные дебаты по пересмотру правил фискальной дисциплины ожидаются сразу же после выборов в Германии.
Поговаривают, что Шольц, который ведёт на выборы социал-демократов Германии, в случае успеха может сформировать новую коалицию.
В коридорах Брюсселя и столиц ЕС политики и чиновники уже обсуждают возможные варианты.
В Европейском парламенте крупнейшая правоцентристская группировка, Европейская народная партия (ЕНП), может вскоре поднять свой флаг и выступить в поддержку фискальной дисциплины. К ним, вероятно, присоединятся некоторые государства-члены ЕС из Северной Европы.
Проект документа, подготовленный евродепутатами из группы ЕНП, может показать, куда в ближайшее время будет направлена политика фискальной дисциплины Сообщества. Как отмечает Financial Times, в документе подчёркивается, что так называемый Пакт стабильности и роста — правила бюджетной дисциплины еврозоны — стал "чрезмерно сложным и непрозрачным". Считается, что правила изобилуют различными исключениями и толкованиями, которые дают ЕК слишком много дискреционных полномочий.
Так, члены влиятельной группы Европейской народной партии, входящей в комитет ЕП по экономическим вопросам, подчёркивают в этом документе, что:
- красные линии для дефицита бюджета (3% от ВВП) и долговых обязательств (60% от ВВП) не могут быть изменены;
- надзор за соблюдением правил фискальной дисциплины должен быть передан из рук ЕК "беспристрастному арбитру": это может быть Европейский фискальный совет, который уже консультирует ЕК по вопросам бюджетной политики;
- предлагается сократить Европейский семестр — цикл координации экономической, фискальной, трудовой и социальной политики ЕС — до полугодовой оценки фискальной политики и структурных реформ государств-членов;
- в документе также описывается формула, позволяющая обуздать аппетит стран Еврозоны к безрассудным тратам. Ожидается, что в среднесрочной перспективе рост бюджетных расходов не будет превышать рост ВВП страны. Это позволит государствам-членам выбраться из долгов. Однако предлагается также сделать исключения в случае крупных рецессий;
Также предлагается предусмотреть, что планы по сокращению задолженности должны оцениваться в свете уникальной ситуации государств-членов и координироваться через двусторонние долгосрочные соглашения с ЕК.
Не все хотят затягивать пояса
Очевидно, что такие предложения, которые, как ожидается, будут более подробно обсуждаться этой осенью, получат одобрение консерваторов, но не менее сильное противодействие со стороны многих стран Южной Европы и левых политиков.
Более того, Паоло Джентилони не скрывает, что готов выдвинуть предложения по изменению правил фискальной дисциплины Еврозоны. По его словам, сегодня для экономик необходимо не забыть учесть бремя растущего суверенного долга и необходимость увеличения государственных инвестиций.
Комиссар по экономическим вопросам неоднократно выступал за более благоприятное отношение к бюджетным расходам. Если они стимулируют рост, разумеется. Он также призывал пересмотреть правило суверенного долга Еврозоны и, в случае экономического спада, упростить процедуры "отключения" правил фискальной дисциплины.
Таким образом, этой осенью действительно предстоит многое сделать для того, чтобы решить, как должны измениться правила фискальной дисциплины Еврозоны, которые будут "включены", вероятно, с 2023 года.