С 1 сентября начинает работать обязательная маркировка велосипедов. Но правительство РФ до сих пор не опубликовало нужное постановление.
Согласно Перечню отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, принятому ещё весной 2018 года, с 1 сентября 2021 года должна была стартовать регистрация участников велооборота в системе "Честный знак". Требования по нанесению кодов маркировки должны вступить в силу спустя полгода. В пресс–службе ЦРПТ (оператора системы "Честный знак") отмечают, что по опыту других товарных категорий такого времени бизнесу обычно достаточно, чтобы определиться со способами нанесения кодов, подобрать технические решения для этого.
Предполагалось, что маркировке будут подлежать все велосипеды, включая трёхколёсные детские, а также имеющие мотор. Однако пока постановление правительства РФ, утверждающее конкретные правила маркировки велосипедов и велосипедных рам, не подписано. В феврале проект, разработанный Минпромторгом, был опубликован на портале regulation.ru для общественного обсуждения. 22 июля Минэкономразвития представило на него отрицательное заключение об оценке регуляторного воздействия. Был сделан вывод о "недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нём положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения". С тех пор документ так и не продвинулся дальше.
Как пояснили "ДП" эксперты, знакомые с ситуацией, процесс согласования постановлений с уполномоченными ведомствами обычно крайне длителен. Иногда фактические изменения начинают действовать раньше, чем формально появляется документ, их утверждающий. Так, например, документ, постановляющий провести эксперимент по маркировке БАДов начиная с 1 мая 2021 года, был опубликован только 4 мая.
Теоретически маркировка должна исключить ввоз серого товара в страну. В этом отношении необходимость её очевидна как российским производителям, так и легальным импортёрам. На российском рынке велосипедов две трети продукции приходится на импорт (основной импортёр — Китай). "Доля серого импорта сейчас высока. Опыт введения маркировки в торговле меховыми изделиями говорит в её пользу: из тени вышла значительная часть оборота", — подчёркивает директор по маркировке IT–компании "Эвотор" Вячеслав Предыбайло. Теперь можно отследить весь путь товара: от производителя до прилавка магазина. Более чётким становится и контроль остатков.
Однако велобизнесу внедрение маркировки добавит проблем. "Основная доля продавцов велосипедов приходится на небольшие магазины (ИП) с невысокой маржинальностью. Дополнительные затраты на маркировку (закупка 2D–сканеров, установка ПО, наём специалистов по учёту товаров) заставят ряд продавцов уйти с рынка в другие направления. Кстати, сам выпуск кода обойдётся ориентировочно в 50 копеек за штуку", — рассказала пресс–секретарь франчайзинговой сети "ВелоДрайв" Ольга Мордвина–Щодро. За неправильную маркировку предусмотрены штрафы: для ИП — 5–10 тыс. рублей, для юрлиц — от 50 тыс.до 100 тыс. рублей.
В сети "ВелоДрайв" готовность к маркировке оценивают примерно в 50%. Как отмечает Ольга Мордвина–Щодро, производители, поставщики и государство и сами к ней в полном объёме не готовы. "Тестовых реализаций с QR–кодами не было. Пока даже непонятно, будет ли марка наноситься только на коробку, только на велосипед или туда и туда. Информационная база пока очень скудная, ряд существенных вопросов не раскрыт", — говорит она.
Владелец и старший мастер мастерской Reacto bikes Антон Свердлов считает, что в целом маркировка направлена больше на контроль бизнеса: велосипеды, которые продаются в брендированных магазинах, и так имеют номер, по которому их можно отследить. "Другое дело, что сейчас на рынке дефицит таких велосипедов, который привёл к появлению товара “неизвестного происхождения”. И тут отследить все перепродажи невозможно — рынок переполнен, перекупщиков очень много. Я считаю, что маркировка не поможет остановить серый оборот велотовара", — говорит Свердлов. Он также указывает: велосипед подобен конструктору, его можно разобрать и собрать множество раз в любой мастерской. В итоге часто велосипед, который продают перекупщики, вообще не похож на тот, который изначально собрал производитель.
Руководитель Петербургского велосообщества Павел Хусу согласен, что маркировка нужна только государству: она позволяет контролировать рынок, учитывать все поставки и более эффективно собирать налоги.
Говоря о том, подорожают ли велосипеды из–за маркировки, в ЦРПТ утверждают, что по опыту других категорий товаров видно, что она не влияет на ценообразование. Там ссылаются на подсчёты НИУ ВШЭ, согласно которым бизнес, работающий в системе маркировки, сможет ежегодно получать до 200 млрд рублей дополнительных доходов. "Производители и импортёры в результате доступа к данным получат информацию о структуре торговых потоков, смогут снизить уровень запасов и исключить из товарных цепочек наименее эффективных посредников. Это позволит экономить до 48 млрд рублей в год. Оптовики сберегут до 9,4 млрд рублей в год за счёт повышения качества учёта, автоматизации складов и экономии на заёмном финансировании", — заявили там.
Онлайн–ретейлеры считают, что на торговле велосипедами маркировка не скажется. "Большая часть наших продавцов реализует крупногабаритные товары с собственных складов, поэтому маркировка велосипедов будет проводиться ими самостоятельно. Мы полагаем, что обязательная маркировка не окажет влияния на продажи этой категории", — говорят в пресс–службе Wildberries.
В 2019–2020 годах проводился эксперимент по маркировке велосипедов, когда участники оборота могли протестировать процессы по выпуску кода на товар, его нанесению и считыванию. В ЦРПТ говорят, что тогда тестирование прошло успешно.