Интеграция в мировой контекст: гид по фестивалю Context

Автор фото: Андрей Чунтомов
Пока многие театры ещё не вошли в начало сезона, в Петербурге и Москве к старту готовится фестиваль современной хореографии Дианы Вишнёвой Context. С 29 августа по 4 октября — одновременно в двух столицах — пройдут спектакли зарубежных танцевальных компаний, что во времена всё ещё пандемических закрытых границ кажется невероятным.

Глобальная миссия

Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva ежегодно знакомит российских зрителей с лучшими достижениями в мире современного танца. Фестиваль представляет аудитории спектакли, созданные как знаменитыми, так и молодыми хореографами, мировые премьеры и постановки, высоко оценённые критиками, документальное кино о танце. А в этом году в рамках фестиваля также выйдет в свет книга о легенде мировой хореографии, немецкой балерине Пине Бауш.
Своей глобальной миссией фестиваль Context. Diana Vishneva видит повышение уровня российской современной хореографии, её интеграцию в мировой контекст. Фестиваль стремится помочь зрителю понимать язык танца, увидеть современную хореографию как мир, где важна не только форма, но и смыслы, заложенные хореографом и артистами. Программы и мероприятия фестиваля дают возможность профессионалам театра развить творческие способности и расширить карьерные горизонты, а молодым хореографам и исполнителям — выйти на мировой уровень. Для этого ежегодно проходит отдельный образовательный блок — параллельная программа Context, включающая лаборатории и мастер–классы для танцовщиков и профессионалов смежных видов искусства. Так, созданный в 2013–м как лаборатория, где зарубежные и российские хореографы могли бы обменяться друг с другом опытом, фестиваль давно превратился в светское и культурное мероприятие, которое нельзя пропускать, потому что коллективы и спектакли, которые Вишнёва привозит в Россию — это штучное исполнение.
Программа фестиваля насыщена и разнообразна. В международном блоке организаторы обещают труппу La Veronal из Испании, которая уже участвовала в программе Context в 2019–м со спектаклем Equal Elevations. В этот раз гости фестиваля увидят спектакль Pasionaria, в котором хореограф Маркос Морау предлагает зрителям гипнотическое научно–фантастическое упражнение в лучших традициях Азимова или Тарковского — путешествие на планету Пасионария и возможность каждому взглянуть на себя со стороны и выяснить, действительно ли мы сейчас живы и что–то чувствуем.
Новичком фестиваля станет Театр танца Fine5. Это одна из самых известных и влиятельных независимых трупп современного танца в Эстонии, которая в своём относительно молодом возрасте уже успела выступить в более чем 20 странах мира и дважды получить премию театрального союза Эстонии за лучшую танцевальную постановку. Спектакль FN расскажет зрителям истории самих танцовщиков, их мысли, размышления и рефлексии в период пандемической изоляции. Языком хореографии коллектив ответит на вопросы, каково нашему разуму в этом информационном потоке и как отзывается на него тело, как слушать и слышать себя сегодня, приспосабливаясь к постоянно меняющейся норме. Кстати, в названии постановки зашифрована аббревиатура Fake News — что не может не навести зрителя на дополнительные размышления.

Долгое послевкусие

Труппа Пермского театра оперы и балета — всегда желанный гость в Петербурге. В этом году зрители увидят одноактные спектакли "Шахерезада" и "Шут" от хореографа–неоклассика Алексея Мирошниченко. Балет "Шахерезада" переосмысливает сказку "1000 и 1 ночь" и одновременно рассказывает о судьбе иранской императрицы Фарах Пехлеви. В главной партии императрицы выступит сама Диана Вишнёва, а её партнёрами по сцене станут Марсело Гомес (в Москве) и Денис Савин (в Петербурге). Алексей Мирошниченко ставил этот балет специально для Дианы Вишнёвой. Спектакль "Шут" — это один из балетов Les Ballets Russes Сергея Дягилева. Несмотря на хороший приём в Париже и Лондоне, к этому балету не обращались 90 лет, и Пермский театр восстановил спектакль, используя либретто Сергея Прокофьева, но с новой хореографией.
Также в программе состоится первый Вечер современной хореографии, который представит Конкурс молодых хореографов в новом формате. Вместо смотра работ в этом году фестиваль предлагает участникам и финалистам конкурсов прошлых лет показать более масштабные, полноценные постановки. В этом году такая возможность дана трём российским хореографам: Эрнесту Нургали (победитель Конкурса молодых хореографов 2020 года), Анне Щеклеиной (финалисту и участнице в 2018 и 2019 годах) и Ольге Лабовкиной (победителю в 2017 году).
На вечере будут представлены три одноактных спектакля, созданных специально для фестиваля в соавторстве с российскими и зарубежными композиторами, художниками, сценографами. Отдельными номерами программы станут спектакли в арт–пространствах. Павел Глухов, финалист конкурсной программы 2016 года, покажет в Эрмитаже свою новую работу "Бумажный человек", созданную специально для Context. Diana Vishneva. А хореограф из Казани Нурбек Батулла, лучший постановщик программы 2020 года, представит свой спектакль "Nafs. Эго" с переосмыслением библейского сюжета и древнетатарской поэмы "Кыйссаи Йосыф" ("История Иосифа"), показ которого пройдёт в "Севкабель Порту".
Кроме основной программы организаторы сформировали обширную параллельную программу для танцовщиков и специалистов смежных профессий, в которую будут входить мастер–классы российских и зарубежных хореографов, лаборатория по звуку композитора Фредерика Жарабо, фотолаборатория фотографа Аскафа Авраама и кинопрограмма, подготовленная совместно с кинофестивалем Beat Film.
ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА CONTEXT–2021:
2 сентября. Спектакль FN. Театр танца Fine5 (Александринский театр)
6 сентября. Спектакль "Бумажный человек" хореографа Павла Глухова (Эрмитаж)
9–10 сентября. Спектакли "Шут", "Шахерезада". Пермский театр оперы и балета (Александринский театр)
22 сентября. Спектакль "Nafs. Эго" хореографа Нурбека Баттулы ("Севкабель Порт")
3 октября. Вечер современной хореографии (Каменноостровский театр)
4 октября. Спектакль Pasionaria ("Балтийский дом")