Власти Ленобласти опубликовали более позитивный, чем год назад, прогноз развития региона. Оптимизма им добавили итоги 2020–го, а также многомиллиардные инвестпроекты, заявленные в Усть–Луге.
Чиновники ежегодно публикуют прогноз развития своих регионов на следующую трёхлетку. На основе этого документа формируется бюджет. В конце июля экономический блок правительства Ленинградской области опубликовал прогноз её социально–экономического развития на 2022–2024 годы в двух вариантах. Базовый считается наиболее вероятным, с учётом ожидаемых внешних условий и прогноза Минэкономразвития в целом по стране. Есть также "план Б" — консервативный, основанный на предпосылке более затяжного восстановления экономики.
В обновлённом документе развитие региона в течение следующих 3 лет власти Ленобласти видят более позитивно, чем год назад.
Предпосылки к восстановлению
Предыдущий прогноз был опубликован летом 2020 года. Это был разгар вызванного пандемией кризиса, и число степеней неопределённости было огромно. Поэтому оценки перспектив выглядели довольно пессимистично. Основной целью региона было не "свалиться" ниже 2019–го, а экономический рост чиновники откладывали на 2022–2023 годы.
Однако итоги 2020–го показали, что ситуация сложилась более позитивно, чем ожидалось. Так, индекс промышленного производства в области, по данным Росстата, составил 98,6% (при прогнозе 98,5% к 2019 году), объём инвестиций в основной капитал — 105,% (при ожидаемом снижении до 88,2%), оборот розничной торговли — 106,7% (при прогнозе 102%). Статистики даже заметили, что реальные денежные доходы жителей Ленобласти в прошлом году остались на уровне доковидного 2019–го — 100,4%, в то время как прогнозировалось их снижение до 98,2%.
Новый прогноз на 2022–2024 годы для региона также опирается на сценарные условия, разработанные Минэкономразвития в целом для страны. Он также учитывает итоги прошлого года и прежний целевой ориентир — выйти на устойчивый рост экономики не ниже 3% ежегодно в течение следующих 3 лет, поясняют в комитете экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области.
"В основном на период 2022–2024 годов развитие реальной экономики и показатели качества жизни населения в Ленобласти прогнозируются немного выше или на сопоставимом с Россией уровне", — отмечают в комитете. Так, согласно базовому варианту прогноза, валовой региональный продукт (ВРП) Ленобласти увеличится на 10,7% к 2021 году при ожидаемом приросте ВВП России на 9,5%. Ежегодный прирост промышленного производства прогнозируется на уровне 3,3%, розничной торговли — 2,8%, платных услуг — до 3,6%. Рост инвестиционных вложений в Ленинградской области ожидается на весьма серьёзные 7,2–13% в год (в зависимости от сценария, базового или консервативного).
Чиновники также прогнозируют увеличение реальных денежных доходов населения на 2,7% и реальной заработной платы на 2,3% ежегодно.
Инфраструктурный локомотив
Самые амбициозные цели поставлены в сфере инвестиций. Власти Ленобласти ожидают, что в течение следующих 3 лет в крупные инвестпроекты в регионе будет вложено более 2,2 трлн рублей (+44,1% в сопоставимых ценах к 2021 году при прогнозируемом приросте по России на 16,5%).
По итогам 2020 года объём ВРП составит 1,26 трлн рублей (плюс 0,1% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах), по результатам 2021–го — 1,365 трлн, говорится в прогнозе. Основную часть этого показателя (около 80%) в регионе формирует реальный сектор — промышленное производство, строительство, транспорт и связь, торговля, сельское хозяйство.
В области заявлены к реализации крупные инвестпроекты, связанные в первую очередь с химической промышленностью и с развитием портов. Ожидается, что динамично будет развиваться также производство бумаги и бумажных изделий (с ежегодным приростом 1–2%), обработка древесиныи производство изделий из дерева (1–3% ежегодно).
Крупнейшим в регионе проектом станет строительство комплекса по переработке этансодержащего газа в Усть–Луге стоимостью около 2 трлн рублей, его ведут "РусГазДобыча" и "Газпром".
В числе самых весомых по объёму заявленных инвестиций также проект Lugaport (создание универсального торгового терминала "Усть–Луга", которое ведёт "Новотранс Актив", 46,5 млрд рублей), модернизация волховского филиала АО "Апатит" (28 млрд), строительство комплекса с зерновым терминалом в морском порту Высоцк компанией "Технотранс" (13 млрд).
Кроме того, "Филип Моррис Ижора" ведёт расширение и модернизацию фабрики (в третий этап проекта заявлены 6,4 млрд рублей инвестиций), Roca Group — строительство второй очереди завода по производству фаянсовой техники (3,8 млрд), группа "Новотранс" возводит Балтийский вагоноремонтный завод (2,3 млрд), холдинг "Пигмент" переносит производство лакокрасочных материалов из Санкт–Петербурга (1,7 млрд).
На минувшем ПМЭФ было подписано ещё несколько соглашений в области промышленности, к которым инвесторы планируют приступить в ближайшее время. Это модернизация заводов "Пит–Продукт" группой "Черкизово" (3 млрд), развитие производств по выпуску упаковки Smurfit Kappa (1,1 млрд), расширение завода хрустящих хлебцев "Ориент Продактс" (входит в Lantmannen Unibake, 850 млн рублей).
Неопределённость сохраняется
Однако не вся промышленность региона будет расти, полагают чиновники. Так, в течение следующих 3 лет ожидается снижение производства кокса и нефтепродуктов: это обусловлено переходом ООО "Кинеф" на 100%–ный процессинг (начиная с 2019 года показатели по отгрузке ООО "Кинеф" уходят в отчёт "Сургутнефтегаза"), отмечается в документе.
Прогнозируется также снижение производства компьютеров, электронных и оптических изделий (из–за высокой базы 2020 года), производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (из–за падения мирового авторынка), выпуска прочих транспортных средств и оборудования (из–за сокращения производства на Тихвинском вагоностроительном заводе и "ТихвинСпецМаше" вследствие снижения спроса на новые вагоны). Вряд ли выйдут на растущие показатели производители кожи и изделий из них: в Ленобласти прекратили деятельность несколько оптовиков, а местная продукция не выдерживает конкуренции с турецкой и китайской.
Траектория развития экономики на следующие годы по–прежнему будет определяться и ковидными факторами.
Остаётся открытым вопрос, продолжится ли у регионов финансовая поддержка федерального центра. Во время коронакризиса общей для множества стран была определяющая роль государства и его расходов.
Государство вернулось, и без него развитие экономики невозможно, отмечают учёные–исследователи Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара и РАНХиГС при президенте РФ в монографии "Экономика и экономическая политика в условиях пандемии".
Они подсчитали, что в прошлом году финансовые результаты исполнения региональных бюджетов оказались лучше ожидаемых.
Общий объём доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ по сравнению с 2019 годом вырос на 9,8%, до 14,9 трлн. Добиться этого удалось с помощью "руки Москвы" — межбюджетных трансфертов.
Во многом это стало возможным после принятия решения о дополнительном выделении регионам 300 млрд рублей нецелевой финансовой помощи. Её размер в итоге превысил общий объём сокращения налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов (194,4 млрд рублей). В целом же такая позитивная динамика по итогам года несвойственна кризисным периодам: в 2009 году падение реального объёма доходов консолидированных бюджетов регионов составило 12,1%, а в 2014 и 2015 годах — соответственно 2 и 7,4%, резюмируют эксперты.