Пробелами пользуются недобросовестные игроки, представители честного бизнеса сталкиваются с ограничениями.
Рост интереса к ЗОЖ, в том числе уверенность в важности регулярного приема микронутриентов, способствует активности игроков на рынке БАДов, отмечает Хакан Эртюрк, генеральный директор российского отделения американской Solgar (в конце прошлого года компания подписала двухлетнее соглашение с футбольным клубом "Зенит" для "совместного развития культуры потребления витаминов и минералов у россиян").
"Пока в России отсутствует отдельный закон, который регулировал бы рынок БАДов, российскому бизнесу сложно в полной мере реализовать свой потенциал", — считает адвокат бюро "Юсланд" Надежда Адвахова. Вместе с тем, обращает внимание Хакан Эртюрк, идёт активное расширение каналов продаж — за счёт онлайн–аптек и маркетплейсов. Хотя с юридической точки зрения назвать это дистанционной продажей нельзя (применяются механизмы бронирования и поручения).
В условиях конкуренции одним из самых распространённых поводов для судебных разбирательств эксперты называют нарушение законодательства о рекламе. "Рекламные материалы находятся в открытом доступе, что способствует более частому инициированию проверок со стороны ФАС России и её территориальных органов", — поясняет адвокат юридической фирмы BRACE Роман Шабров.
Читайте также:
Рейтинги ДП
Рейтинг аптечных компаний Петербурга — 2021
Правду ищут и сами покупатели. "В рамках дела, рассмотренного Приморским райсудом Петербурга в 2019 году, потребитель требовал компенсации морального вреда от производителя.
Он утверждал, что услышал по радио рекламу препарата от болезни мочевыделительной системы и приобрёл его как раз под её влиянием, но потом выяснилось, что средство ему противопоказано", — привели пример в Legal to Business. Но Фемида не встала на сторону заявителя.
Суд указал, что истец не предоставил доказательств того, что препарат противопоказан по медицинским показаниям, и решил, что оснований для удовлетворения исковых требований нет.
Юристы обращают внимание на то, что рекламу БАДов могут признать нарушающей требования законодательства из–за присутствующих в ней названий заболеваний, даже если имеется одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно–профилактический эффект.
"Также распространены споры по поводу нарушения исключительных прав на товарные знаки", — обращает внимание ещё на одно следствие положения на рынке партнёр юридической компании "Генезис" Сергей Тимошенко. По итогам массовой проверки 20 тысяч зарегистрированных в России добавок, проведённой Росздравнадзором в 2019 году, обнаружилось, что названия 355 мимикрируют под лекарственные препараты.
По словам Надежды Адваховой, большое количество дел как в Петербурге, так и в России связано также с блокировкой сайтов. Громко прозвучал случай iHerb, дававшей возможность приобретать продукцию зарубежного производства. Прокуратура инициировала блокировку для российских пользователей приложения в Google Play и App Store после жалобы отечественного Союза производителей БАД к пище. В 2019 году суд удовлетворил иск. Представители iHerb дошли до Верховного суда, но обжаловать решение не смогли.
Весной депутаты Госдумы анонсировали законопроект, разрешающий внесудебную блокировку сайтов, продающих те БАДы, "розничная торговля которыми ограничена или запрещена в соответствии с законодательством о качестве и безопасности пищевой продукции". По мнению народных избранников, инициатива вызвана изъянами практики — из–за сложностей с установлением владельцев сайтов.