Фото: vostock-photo

Затянутые в сети: одиночки не выживут на медицинском рынке Петербурга

Клиники, развивающиеся по сетевой модели, всё больше захватывают рынок коммерческой медицины Петербурга, вытесняя одиночных игроков.

По подсчётам "ДП", в Петербурге действует более 40 медицинских сетей. В первую десятку наиболее крупных игроков на рынке коммерческой медицины в Петербурге входят "Скандинавия" ("Ава–Петер"), медцентр "XXI век", ЕМС, "СМ–Клиника", МИБС, СМТ, Euromed Group, "Согаз–медицина", а также франчайзинговые компании "Хеликс" и "Инвитро", работающие в сегменте лабораторной диагностики.

Отзывы в соцсетях на службе у науки: новый источник инсайтов для фармацевтов

Отзывы в соцсетях на службе у науки: новый источник инсайтов для фармацевтов

191
Татьяна Елекоева

Сетевой подход

Эксперты рынка коммерческой медицины отмечают, что тренд на сетевое строительство в медицине — явление не новое: первые игроки, начавшие открывать клиники не только в своём городе, но и в других регионах, появились ещё в начале нулевых. Однако по мере роста конкуренции в сегменте платной медицины эта тенденция всё больше укрепляется.

По словам генерального директора АО "Номеко" и ГК "Согаз Медицина" Владислава Баранова, тенденция к развитию сетевых моделей связана с рядом факторов и основным является возможность использовать общие ресурсы: например, объединять функции сервиса, логистики, снабжения и т. п. для оптимизации расходов в целом на сеть. Кроме того, поскольку основной ресурс для любой медицинской организации сегодня — это в первую очередь врачи и средний медицинский персонал, то и с этой точки зрения у сетевой модели больше преимуществ.

"Высококлассные эксперты могут работать в одной сети и больше зарабатывать в разных точках, созданных компанией, развиваться сразу в нескольких регионах и оказывать помощь разным категориям пациентов", — поясняет Владислав Баранов.

Сусанна Чуприна, заместитель директора по медицине "СМ–Клиники", также считает, что у сетевых медицинских клиник и центров всегда больше преимуществ, чем у одиночных игроков. "Это и хороший охват пациентов, и сформированная лояльность к бренду, и многопрофильность. Крупные игроки могут позволить себе развивать разные направления медицины, чтобы удовлетворять потребность пациентов", — говорит Сусанна Чуприна. Благодаря тому, что у сети есть узнаваемость, возможность перераспределять пациентопоток, процесс запуска вновь открытой клиники в сетевом медицинском бизнесе ускоряется в среднем на 50%, а увеличение общей прибыли сети после открытия нового филиала может достигать от 25 до 75% в зависимости от типа, объёма и вида медпомощи.

Пандемийный рост

Возможность диверсификации бизнеса, которую даёт сетевая модель крупным компаниям, медицинский бизнес в полной мере оценил именно в пандемию. В то время как около 50% небольших одиночных клиник, не выдержав давление кризиса, вынуждены были уйти с рынка, ряд крупных сетевых игроков заявили о росте выручки и планах по расширению. Так, по данным аналитического центра Vademecum, в первый пандемийный год выручка EMS увеличилась на 26%, "СМ–Клиники" — на 22%, у ГК "Медси" рост оборота в 2020 году составил 12%. Ещё более впечатляющие показатели демонстрирует рынок лабораторной диагностики. По подсчётам эквайрингового бизнеса ВТБ, только за прошедшую неделю выручка медицинских лабораторий Петербурга и Ленобласти выросла на 24%, достигнув 10 млн рублей. Выручка лабораторий по сравнению с последней неделей июня 2020 года увеличилась на 14%, количество трансакций — на 56%. Если сравнивать с аналогичным периодом 2019 года, то рост выручки составил 34%.

Аптечный ретейл Петербурга приготовился к падению рынка

Аптечный ретейл Петербурга приготовился к падению рынка

3181
Татьяна Елекоева

Крупные игроки убеждены, что ещё большему усилению их позиций способствует экспансия, и продолжают анонсировать новые открытия. Так, в самый разгар пандемии медцентр "XXI век" открыл новую клинику на ул. Шаврова, при Центре протонной терапии МИБС (Медицинский институт имени Березина Сергея) появился новый стационар на 70 койко–мест. Пятую клинику на Малой Балканской ул. открыла в начале июня "СМ–Клиника" и планирует открытие ещё одной в 2022 году. У многих компаний появились намерения усилить свои позиции за счёт приобретения оборудования лучевой диагностики. Так, компания "Приоритет" осенью 2020 года открыла ещё одну клинику, которая специализируется на услугах КТ– и МРТ–диагностики, а группа компаний ICLINIC планирует в 2021–2022 годах открыть не менее семи диагностических центров в сегменте КТ и МРТ в Калининском, Невском, Петроградском, Василеостровском и Петродворцовом районах Петербурга.

Своими планами по расширению сети поделились и в "Согаз Медицине". "Одним из ключевых проектов для нас является создание высокотехнологичного многопрофильного медицинского комплекса в Юкках. Как раз на развитие пациентопотока в этом комплексе в будущем будут работать уже существующие сегодня в группе клиник “Согаз Медицина” амбулаторно–поликлинические центры в разных регионах страны", — сообщил Владислав Баранов.

И один в поле воин

Несмотря на преимущества сетевой модели, у одиночных операторов и в современных реалиях всё же остается возможность развития на рынке. "Одиночные игроки смогут выжить, если будут ориентированы не на краткосрочные дивиденды, а на устойчивое развитие и оказание качественной медицинской помощи, так как на частном рынке деньги идут за пациентом, а не наоборот: если пациент доверяет медорганизации и её врачам, он будет готов вкладывать средства в своё здоровье и платить за оказание медицинских услуг конкретной клинике", — поясняет Владислав Баранов.

По его словам, именно для одиночных игроков, которые ориентированы на высокий результат, сегодня открыты относительно новые для отечественного медицинского рынка возможности. "Например, мы, как крупная группа клиник, в рамках развития нашей медицинской деятельности можем взять под управление медорганизацию, чтобы на условиях договора помочь собственнику, то есть одиночному игроку, организовать качественную работу медицинского персонала, внедрить высокие стандарты и регламенты в повседневную деятельность, перевести подходы в клиентском сервисе на новый уровень и пр., что в конечном итоге приведёт к повышению рентабельности бизнеса", — комментирует Владислав Баранов.

Татьяна Елекоева Все статьи автора
6 июля 2021, 07:01 329
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама