"Это не Рио–де–Жанейро": Остапа Бендера заставили шутить в стиле "Яиц судьбы"

На экраны вышла первая часть приквела о приключениях турецкоподданного

Неделю назад в кинотеатрах начался показ фильма "Бендер: Начало". Из картины можно узнать про папу потомка янычар и первые шаги на ниве афер и мошенничества. Это первый фильм из трилогии про известного литературного персонажа. Или, точнее, про то, каким его видят современные российские киноделы.

В лихую годину

1919 год, разгар Гражданской войны. На юге бесчинствуют то красные, то белые. В Москве тем временем предреввоенсовета Лев Троцкий продаёт американскому миллионеру фельдмаршальский жезл графа Румянцева, который теперь необходимо доставить на черноморское побережье и оттуда увезти в Нью–Йорк.
Всё бы хорошо, но по дороге поезд, на котором везут бесценный артефакт, грабят махновцы. И в тот же поезд, удирая от своих преследователей, пытавшихся его повесить, попадает Абрам — он же Ибрагим — Бендер (Сергей Безруков).
По прибытии в Солнечноморск (авторы отчего–то решили переименовать Одессу) турецкоподданный трикстер ввязывается в одну передрягу за другой, обретает сына в лице юного Остапа (Арам Вардеванян) и выходит сухим из воды, хоть и без искомого. Экспедиция продолжится в июле, когда на экраны выйдет вторая часть "бендер–трилогии".

Пираты Чёрного моря

Кинокомпания Sreda уже опробовала такой метод работы, выпустив в 2017–м "Гоголь: Начало", а затем "Гоголь: Вий" и "Гоголь: страшная месть" с незабвенным Александром Петровым в главной роли. Эксперимент в целом (хотя и не без оговорок) удался, и его решили повторить, поиграв на этот раз с культурными кодами ХХ века.
Сценарист Олег Маловичко пишет приквел, вольно обходясь с историческими реалиями и сочиняя биографию Остапу, как того просит душа. А душа просит размаха, замешанного на целом ряде киноассоциаций, аллюзий и реминисценций.
Открывается фильм сценами грабежа поезда, и в памяти сразу возникают аналогичные эпизоды из "Неуловимых" и "Своего среди чужих".
Параллельно следуют сцены неудавшейся казни Бендера–старшего — обдурив всех в стиле Джека Воробья, он и дальше сохраняет схожие повадки и манеры, переобуваясь буквально в воздухе и мимикрируя под обстоятельства быстрее любого хамелеона. А сам фильм превращается в сочинение по мотивам "Пиратов Карибского моря", "Маверика" и других авантюрных киноисторий. Причём на всех уровнях.
"Сын" Ося носит фамилию Задунайский (привет графу Румянцеву), декламирует Шекспира в местном кабаре и неосторожно влюбляется в невесту местного "короля" бандитов Мишки (Никита Кологривый).

Незатейливый материал

Про Гоголя авторы, кстати, не забывают: в одной из сцен Абрам / Ибрагим торгует министерскими портфелями точно как Хлестаков, а в Мишкиной банде есть комический дуэт, препирающийся словно Бобчинский с Добчинским.
Комического здесь в принципе с избытком, как и многочисленных трюков и эквилибристики, к чему весьма располагает материал. Другое дело, что содержательно шутки в "Бендере" нередко находятся и исполняются на уровне "Гитлер капут!" или не менее эпохальных "Яиц судьбы". И тогда остаётся только рассчитывать на артистов. Лучше остальных со столь незатейливым материалом справляется Сергей Безруков — его несёт, как несло ильфопетровского Остапа, с той же лихостью и свободой, которых пока не слишком достаёт его партнёрам.
В эпилоге авторы выдают серию эпизодов, по которым нетрудно догадаться, что в сиквеле приквела к уже имеющимся героям присоединятся персонажи Веры Брежневой, Юрия Колокольникова и Павла Деревянко, возвращающегося к роли Нестора Махно. И хочется надеяться, что уже через месяц количество таки перейдёт в качество.