Экстремизм соседский и потребительский: можно ли победить общепит в суде

Автор фото: vostock-photo
Автор фото: vostock-photo

Мы не на Западе, но и в России судиться и побеждать общепит в судах можно. Хотя на большие компенсации рассчитывать не стоит. Владельцам эксперты советуют не поддаваться на провокации.

Даже спать не могут

В прошлом году с иском к ООО "Макдоналдс" о взыскании компенсации морального вреда почти на 73 млн рублей обратилась владелица квартиры в доме на хорошо известной даже тем, кто предпочитает есть только дома, улице Рубинштейна. Заявительница была недовольна как запахами кухни, так и уровнем шума, якобы лишавшем её сна и покоя.
"На Западе есть прецеденты, когда отсуживают огромные суммы за ущерб, — в отличие от России. Можно ли называть это потребительским экстремизмом? Лучше соседским", — говорят в компании Gastronorma.
Экспертиза по случаю с Рубинштейна показала превышение нормативных показателей шума в ночное время. Однако недовольная гражданка подошла к суду то ли не вполне подготовившейся, то ли и не борьба вовсе была её главной целью. "Само по себе превышение нормативных показателей уровня шума в ночное время — в отсутствие доказательств причинения истцу морального вреда — не является достаточным основанием к удовлетворению требования", — решил суд.
Но хотя взыскать большую сумму с предприятий общепита в России непросто, выиграть дело часто удаётся. "Граждане вообще стали чаще судиться — и с ресторанами в том числе. Наверное, это скорее положительный факт общественной жизни, нежели отрицательный", — подчёркивают эксперты.
Чаще всего стремятся взыскать компенсацию за отравления. В подобных делах необходимо доказать, что вред здоровью причинён именно в результате приёма пищи в заведении общественного питания. "В 2020 году в Невский районный суд обратилась гражданка, которая указала, что после того, как она поела устриц, у неё появились симптомы пищевого отравления. Диагноз поставил вызванный на дом врач. Но суд отказал в удовлетворении иска", — вспоминают в бюро юридических стратегий Legal to Business. Ужин случился 1 сентября, а симптомы появились только 3–го. Доказательств того, что истица в указанный промежуток времени не ела ничего другого и не общалась с заражёнными вирусом людьми, в материалах дела представлено не было.
В общем, чем раньше гостю стало плохо, тем больше проблем у заведения. Тот же Невский суд в 2018–м удовлетворил иск в том числе потому, что здоровье 22 участников банкета ухудшилось почти сразу — на следующий день. В прошлом году Калининский райсуд встал на сторону посетителя кафе "Еврокебаб" (мужчина съел там шаверму, затем у него резко ухудшилось самочувствие). По словам партнёра юркомпании "Генезис" Василия Сосновского, с кафе взыскали более 50 тыс. рублей, в том числе стоимость шавермы, лечения, компенсации морального вреда и штрафа. Ещё "Еврокебаб" обязали оплатить пострадавшему клиенту утраченный из–за прохождения лечения заработок.
Иногда удаётся клиентам добиться компенсации и за травмы, полученные в заведениях общепита. "В апреле 2018 года суд обязал владельца ресторана “Техникум” выплатить 280 тыс. рублей посетительнице, которая упала там на лестнице и получила сотрясение мозга", — рассказал Василий Сосновский.

Переговоры с террористами

"Все потребители–экстремисты — чаще всего мошенники–общественники, которые с липовыми удостоверениями несуществующих контор и комитетов водят по ресторанам бородатых подростков и заказывают им спиртное, а потом вымогают деньги за “протокол составлять будем?”. По разговорам в сообществе рестораторов, в Москве это происходит чаще, чем в Петербурге, а в регионах этот способ заработка не в меру хитрых граждан не столь развит. Видимо, там реагируют на таких ухарей более непосредственно — без излишних юридических заморочек", — рассуждает генеральный директор компании RestA Ксения Кевля.
Столкнувшимся с потребительским экстремизмом владельцам и менеджменту заведений эксперты советуют не поддаваться на провокации. "Плохой сценарий — пытаться договариваться с такими террористами путём взяток и бесплатного кормления. Нельзя идти на поводу. Хорошая позиция — диалог на равных. Непрошенным гостям нужно объяснить, что заведение осуществляет свою деятельность законно, не нарушая никаких норм. Если есть конкретные замечания, можно предложить провести экспертизу, и она точно покажет, есть ли нарушения. Если претензии касаются поведения гостей на улице, то за него заведение ответственности не несёт. И это нужно дать понять", — советуют эксперты рынка.