Александр Дрозденко: "Инвестиции в регион — это улица с двусторонним движением"

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко рассказал «Инвестиционному Петербургу» о главных бизнес-трендах в регионе, успешных проектах и экономических итогах пандемийного года.

Александр Юрьевич, оцените, как менялись инвестиционные процессы в Ленинградской области в последние годы. Снижался или повышался интерес бизнеса, как менялась география инвесторов, желающих взаимодействовать с регионом?
— Я всегда подчёркиваю, что Ленинградская область, несмотря на свои высокие позиции во многих рейтингах социально–экономического развития, находится не в вакууме и также реагирует на мировые экономические процессы.
Конечно, сфера инвестиционных вложений за последние 10 лет существенно изменилась. Крупнейшие мировые компании, ориентированные на потребительский рынок, пришли в Ленинградскую область ещё в начале 2000–х. Это производители бытовой техники, автомобилей, продуктов питания, химии, например «Нокиан Тайерс», «Катерпиллар», «Аристон Термо», «Хенкель», «Роквул», «Кнауф» и другие.
Сегодня структура инвестиций уже другая. Во–первых, созданная в регионе портовая инфраструктура, задачи по переориентации грузов на российские порты и развитию экспорта подогрели интерес инвесторов к созданию новых терминалов и предприятий по переработке сырья в припортовой зоне.
В Усть–Луге уже началась реализация крупнейшего в стране комплекса по переработке этансодержащего газа. Объём инвестиций только в этот проект составит более 2 трлн рублей.
Во–вторых, продолжают вкладываться в развитие уже существующие крупные предприятия, в том числе те, которые я назвал. Это говорит о том, что компаниям комфортно у нас работать.
И в–третьих, к нам приходят новые иностранные и российские компании, производители комплектующих, те, кто готов встраиваться в глобальные цепочки добавленной стоимости. Например, у нас локализовалась компания Knorr–Bremse, которая производит компоненты для железнодорожных составов.
Ещё один пример — российское подразделение южнокорейской компании DRB реализует проект по производству автокомпонентов для «Хёндэ».
Как на инвестиционные процессы и в целом экономику Ленинградской области повлияла пандемия?
— Признаюсь, год назад мы пошли на риск. Было принято решение не останавливать предприятия, а дать им возможность работать при условии соблюдения санитарно–эпидемиологических требований. Удачно заработала и до сих пор работает система «светофор», когда ковидные ограничения чётко распределены по зонам в зависимости от ситуации с заболеваемостью в каждом районе. Много неодобрительных откликов я получал, в том числе и от федерального Роспотребнадзора, и от соседних субъектов. Сегодня говорю уверенно — наш риск был оправдан. Нам удалось сохранить баланс: с одной стороны — не допустить критических ситуаций с заболеваемостью и с отсутствием мест в наших больницах, с другой — дать возможность предприятиям и людям работать, не терять доходы и прибыль. Экономика региона по итогам года вышла в плюс. Объём инвестиций вырос на 5,2% и составил 458,1 млрд рублей, индекс промышленного производства обрабатывающих предприятий — 100,2%, а по итогам I квартала — уже 106%. Даже малый и средний бизнес, на который пришёлся самый серьёзный удар, показал рост количества предприятий — 101%. И за взаимную поддержку, за понимание я искреннее благодарен нашему бизнесу.
Ни один из заявленных крупных инвестиционных проектов не пострадал из–за пандемии. В большей степени корректировке подверглись проекты с объёмом вложений до 1 млрд рублей, которые находились в предпроектной стадии. Более того, Агентство экономического развития в прошлом году приняло на сопровождение 43 новых инвестпроектов.
Что касается оценки инвестиционной привлекательности, то приведу данные Ассоциации европейского бизнеса, которая ежегодно проводит опрос иностранных инвесторов, работающих в области. Так вот, 85% зарубежных компаний в 2020 году заявили, что планируют продолжить инвестировать в региональную экономику, — этот показатель вырос на 5%. То есть даже в текущих непростых условиях инвесторы не потеряли интерес к Ленинградской области.
В какие отрасли и направления готов вкладываться сам 47–й регион?
— Именно крепкая экономика даёт нам возможности для бюджетных инвестиций в социальную сферу. Бюджетная политика области неизменно направлена на развитие образования, здравоохранения, расселение аварийного жилья, строительство дорог и социальных объектов. В этом и заключается принцип «от инвестиций в экономику — к инвестициям в человека».
На областную Адресную инвестиционную программу в этом году предусмотрено 24 млрд рублей. Планируется начать строительство и реконструкцию 15 новых объектов: это, в частности, поликлиника в Выборге, школа в деревне Сухое, культурно–досуговый центр в посёлке Тайцы, спортивный комплекс в Токсово, реконструкция дороги «Санкт–Петербург — Колтуши», реконструкция котельной в селе Винницы и другие аналогичные, первоочередные для населения объекты.
Конечно, ресурсные ограничения бюджета подталкивают нас к использованию механизма государственно–частного партнёрства. Сейчас бассейны по концессии строятся в Сертолово и Гатчине, новые многофункциональные спортивные центры планируются в Мурино и Тосно.
Мы выделяем земельные участки, а инвестор берёт на себя создание проектной документации, строительство и эксплуатацию. Для бюджета это минимальные нагрузки, а для жителей — возможность заниматься спортом в новых современных комплексах.
Какие проекты требуют, по вашему мнению, финансирования из федерального бюджета?
Федеральная поддержка особенно важна нам в вопросе развития инфраструктуры. Я очень рад, что президент России Владимир Путин принял решение дать «бонус» в виде инфраструктурных кредитов тем регионам, у которых низкая кредитная нагрузка. Главное условие — представление реальных проектов, которых у Ленинградской области больше двух десятков. Это два моста: через Волхов и через Свирь, проект развязки в районе Кудрово, расширение Колтушского шоссе, обход микрорайона Южного во Всеволожске, проект объезда Мурино на Токсово. Плюс проекты федерального уровня — развитие портовых комплексов в Усть–Луге и Приморске и скоростного сообщения Санкт–Петербург — Москва.
Благодаря взвешенной финансовой политике у нас долговая нагрузка минимальна, и я надеюсь, что мы будем иметь приоритетное право получения этих средств.
Какой инвестпроект за последние 10 лет вы считаете самым успешным?
— Я бы не стал выделять какой–то один проект. У нас реализуется множество проектов в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства, и выделить из них один просто невозможно. Успешность любого проекта я бы оценил непрерывностью инвестиций — если компания работает эффективно, то у неё есть средства для дальнейшего развития. Таких примеров много в области: «Нокиан Тайерс», «Термекс», птицефабрики «Роскар» и «Северная», Тихвинский вагоностроительный завод, «Якобс Дау Эгбертс Рус», «Орими» и многие другие.
Хорошо, а что о провальных инвестпроектах за тот же срок?
— На моей памяти не было такого проекта, который можно было бы назвать провальным. Мне жаль, что завершился проект «Форд Соллерс» в связи с решением компании уйти с российского рынка легковых машин. Но говорить об их провале всё равно не приходится: компания была одним из первых крупных инвесторов, пришедших в регион, и проработала у нас с 2002 года.
От каких предлагавшихся региону проектов администрация Ленинградской области отказалась и почему?
— Любые инвестиции в регион — это, как я говорю, улица с двусторонним движением: выгода должна быть не только у бизнеса, но и у жителей области. Это новые рабочие места, налоговые отчисления в местный бюджет для создания необходимой инфраструктуры, поддержка социальных и экологических проектов.
Могу сказать точно, что в Ленинградской области точно не будет заводов по сжиганию мусора. Это не наш метод. Мы делаем ставку на глубокую переработку мусора, раздельный сбор, создание единой схемы оборота отходов с Санкт–Петербургом.
Каковы наиболее актуальные инвестпроекты в Ленинградской области с перспективой реализации в ближайшие 15 лет?
— Я уже называл один мегапроект — комплекс по переработке этансодержащего газа компаний «РусХимАльянс» и Балтийский химический комплекс, в который войдут интегрированный комплекс по переработке и сжижению природного газа и газохимический комплекс. При этом компания будет не только строить промышленное производство в районе Усть–Луги, но и получила поддержку госкорпорации ВЭБ.РФ по созданию жилищной инфраструктуры для будущих работников и их семей в Кингисеппе. Ещё один крупный проект недавно получил одобрение государственной экологической экспертизы — Приморский универсально–перегрузочный комплекс с грузооборотом до 70 млн тонн в год. Две химические компании — «ЕвроХим» и «ФосАгро» строят новые мощности на своих площадках в Кингисеппе и Волхове, в Усть–Луге идёт строительство терминалов компании «Новотранс» и «Ультрамар».
Совместно с министерством экономического развития Российской Федерации мы работаем над созданием особых экономических зон портового типа в Приморске, а также в Кингисеппском районе для размещения газохимических производств.
В каких отраслях экономики, на ваш взгляд, сегодня не хватает проектов? Что делает руководство Ленинградской области для изменения ситуации?
— Сегодня не много проектов в таких сферах, как машиностроение и металлообработка, переработка промышленных отходов. Хотелось бы новых ярких проектов в сфере туризма или сопутствующей инфраструктуры.
Мы уже давно ушли от ручного управления и выстроили взаимодействие с инвесторами в режиме «единого окна» на базе Агентства экономического развития. Бизнес получает комплексную поддержку, не обращаясь напрямую к власти, и многие средние проекты сегодня полностью реализуются с помощью агентства — от выбора участка до открытия нового предприятия.
Кроме того, мы постоянно актуализируем наши меры поддержки. Недавно обновлён областной закон о специальных инвестиционных контрактах — СПИК 2.0. Инвестор получает налоговые льготы на прибыль и на имущество. Главное условие — внедрение современной технологии из перечня, утверждённого правительством России. Ещё один наш закон — о региональном инвестиционном проекте (РИП) — стимулирует создание новых промышленных предприятий и расширение действующих. Объём вложений для РИП начинается от 50 млн рублей, а налог на прибыль снижен до 10%.
О каком проекте вы мечтаете — если предположить идеальную финансовую, политическую и геополитическую ситуацию?
— Я предпочитаю не мечтать, а действовать. Обстоятельства и мировые тренды сегодня подталкивают нас к обсуждению проектов в сфере зелёной энергетики, переработки отходов, здоровых продуктов питания.