В эти выходные ЦВЗ "Манеж" в последний раз откроет двери для всех, кто желает посетить первую в Россию масштабную выставку скульптур. "(Не)подвижность: русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева" даёт возможность ценителям прекрасного увидеть 150 скульптур 65 мастеров, навсегда внёсших вклад в историю русского искусства, под аккомпанемент великих музыкальных произведений.
Слово "выставка", однако, не самое подходящее для описания данного события. Это скорее спектакль, настоящее шоу, главными героями которого являются люди — правда, в не совсем привычном для нас понимании. Выставлять скульптуру, особенно в таком количестве, довольно непросто. Тем не менее сотрудники Манежа сумели обыграть экспозицию так, чтобы она производила неожиданное, очень глубокое впечатление. Посетителю открывается не выставочная площадка, а настоящие императорские театры, в которых бурлит жизнь. Здесь есть сцены, на которых разворачиваются спектакли, фойе и гримёрные, закулисье и зрительные залы. Каждое помещение обыграно в стиле, соответствующем его исторической эпохе.
Уникальную атмосферу залов подчёркивают музыка (в каждом зале играет специально подобранная композиция) и игры с освещением (одни залы ослепительно белоснежны, в других царит практически абсолютная темнота). Переходя со "сцены" в "гримёрную", посетители словно переносятся в другую реальность, при этом оставаясь в пределах одной концепции. Этот эффект — результат работы оперного режиссёра Василия Бархатова и архитектора Александра Кривенцова. Все экспонаты относятся к определённому временному отрезку — начиная с 1757–го, когда была основана Императорская академия художеств, по 1917–й, революционный год. Но скульптуры выставлены не в хронологическом порядке и не всегда объединены в пространстве именем одного мастера — и всё же каждая находится на своём месте.
Работа над выставкой велась на протяжении нескольких лет и потребовала огромных усилий со стороны Манежа. Организация экспозиции была непростой задачей как с точки зрения поиска произведений искусства, так и с точки зрения логистики: перевозить скульптуры тяжело во всех смыслах этого слова. В осуществлении проекта было задействовано более 30 музеев и художественных центров не только из Петербурга и Москвы, но и из регионов России.
Государственный Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея и другие хранилища бесценных произведений искусства доставали из фондов скульптуры, которые никогда прежде не экспонировались. Другие экспонаты были привезены из весьма необычных мест, которые даже не являются музеями. "Венера, снимающая сандалию" Ивана Витали была доставлена из дворца Лейхтенбергских, который сейчас принадлежит биологическому факультету Санкт–Петербургского государственного университета.
Никогда раньше скульптура не выставлялась в России так масштабно. Как правило, либо она делила внимание посетителей с живописью или фотографией, либо выставлялись работы только одного мастера. Сейчас же Манеж дал скульптуре шанс быть замеченной во всём её величии и вне зависимости от других видов искусства. Произведения Моцарта, Вагнера и других знаменитых композиторов очень гармонично влились в концепцию экспозиции, опера и скульптура здесь не соперничают за внимание и восхищение посетителей — они эффектно дополняют друг друга.
Однако даже самые эффектные и впечатляющие экспозиции однажды подходят к своему завершению. Посетить "(Не)подвижность" в Манеже можно только до 16 мая.