Пространство на время: арт–проекты в бывшей промке крайне недолговечны

КГИОП оштрафовал "дочку" "Бронки групп" за последствия работы в её здании знаменитого "Голицын лофта" на наб. реки Фонтанки, 20. Сейчас такие пространства, как правило, временная форма существования недвижимости в ожидании лучшего применения. Можно ли изменить такой подход?

Арбитраж взыскал с компании 1 млн рублей, она должна очистить дворовые фасады от установленного на них оборудования, вернуть историческую планировку и провести реставрацию. Впрочем, лофта там давно нет.

На мировом уровне

Вместе с тем Смольный ставит перед собой более чем амбициозные задачи по развитию арт–пространств. В Стратегии–2030 говорится, что "необходимо обеспечить эффективное взаимодействие представителей креативных индустрий как в масштабах Петербурга, так и в масштабах России и мира", а также "способствовать созданию и развитию креативных пространств (студий, мастерских, выставочных залов), в том числе на основе трансформации имеющихся, но уже не востребованных промышленных объектов".
При этом в проекте нового генплана в качестве региональных объектов — "объектов культуры и общественных пространств" — среди лофтов представлены только Новая Голландия и "Севкабель Порт". Поскольку лишь они удовлетворяют двум требованиям. Во–первых, занимают более или менее значительную территорию и потому не являются слишком мелкими для этого документа. Во–вторых, властям удалось договориться с их нынешними владельцами, чтобы они не возражали против такой фиксации в генплане, говорит источник "ДП". То есть надо было убедиться в намерении собственников "Севкабеля" сохранить прибрежную зону с лофтом, в то время когда другая часть завода будет отправлена под редевелопмент.
А вот выходящая к Арсенальной наб. часть завода "Арсенал", где в июне ожидается уже вторая попытка открытия лофта, хоть сравнима по площади с "Севкабель Портом", в проект не включена (можно заметить, что, по сообщениям СМИ, занимаются этим проектом не собственники, а арендаторы).
Новая Голландия и "Севкабель Порт" обозначены в генплане значком мороженого — как тематические парки. Если в дальнейшем там захотят построить что–то недостаточно креативное, этому можно помешать на уровне проекта планировки территории (ППТ). Региональный объект должен быть отражён в таком проекте, и в нём можно задать его характеристики.
Территория "Красного треугольника" помечена в проекте генплана как пешеходная зона, а вот тематический парк там не предполагается (видимо, из–за невозможности договориться со множеством собственников).
У города есть ещё один экзотический инструмент сохранения функции отдельных зданий и даже помещений — так называемая "Красная книга Петербурга". Речь идёт о принятом при Валентине Матвиенко постановлении Смольного "О сохранении представляющего ценность для жителей Петербурга назначения объектов недвижимого имущества". Оно включает Дом книги, "Елисеевский" и другие знаковые места. Но механизмов побуждения собственников к сохранению назначения упомянутых в книге помещений нет. Хотя теоретически эта информация могла бы вноситься в охранные обязательства памятников.

Команда 29

Впрочем, практика показывает, что многие лофты создаются лишь на время, пока собственник не придумает, как заработать на здании побольше.
В октябре 2017 года комитет по инвестициям подготовил буклет "Креативные пространства Санкт–Петербурга", в котором перечислил 29 таких заведений разного размера (в основном лофты, то есть торгово–выставочные центры, оборудованные в старых постройках иного назначения). По подсчётам "ДП", за прошедшие три с половиной года закрылись или переехали 11 "пространств" из списка (то есть около 38%).
В числе последних прекратил работу "Голицын лофт" на наб. реки Фонтанки, 20. Причиной послужил конфликт собственников с арендаторами — группой BS Art Development Group. Он усугублялся протестами местных жителей, недовольных шумным соседством.
"Есть собственник некоего пустующего здания, и он сдаёт его за небольшие деньги в аренду. Арендатор вкладывает минимум ресурсов, чтобы это хоть как–то могло существовать. Минимум — именно потому, что в любой момент эта история может закончиться", — говорит "ДП" эксперт в сфере креативных пространств, в прошлом креативный директор лофт–проекта "Ткачи" Дмитрий Мильков. Эксперт считает, что "Петербург здесь совершенно не уникален ни в российском контексте, ни в мировом".
Ранее по такому же принципу в особняках в центре города с минимальным ремонтом, сделать который бесплатно порой приглашали волонтёров, (а то и вовсе без него) создавались "арт–пространства" "Четверть" (в пер. Пирогова), "Тайга" (на Дворцовой наб.), "Архитектор" (на Миллионной ул.) и др. Они тоже были закрыты со скандалами по решению собственников (в случае с "Четвертью" всё вообще закончилось массовой потасовкой на 100 человек).
"В основном владельцы зданий используют художников (то есть творческих людей. — Ред.) как временных арендаторов. Они сдают по низкой ставке помещения, обычно в аварийном состоянии. Художники там своими силами наводят порядок. А потом, когда владельцы поднакопят денег и решат сделать что–то с их точки зрения более правильное, выгодное, они художников выгоняют и пользуются помещениями по своему усмотрению", — прокомментировал "ДП" художник и предприниматель в сфере искусства Алексей Сергиенко. Он считает, что творческих людей в таких случаях используют как рекламный инструмент, потому что они за это время делают здание известным и популярным.
Сам Сергиенко для своего проекта предпочёл городскую недвижимость: ему удалось взять в льготную аренду у города часть старинного здания фильтроозонной станции со стороны Петроградской наб. (формально оно передано городом общественной организации "Центр поддержки искусств Санкт–Петербурга"). По словам Сергиенко, около 3 тыс. м2 площадей обходится в 70 тыс. рублей в месяц. Открытие "Арт–станции", как хотят назвать новое место, предварительно планируется на день рождения Пушкина, 6 июня. Художник подчеркнул, что проект некоммерческий и пока он реализует его на свои средства (вложив несколько десятков миллионов рублей).

Серьёзный подход

Особый случай — проекты, в которые сразу вкладываются серьёзные деньги. По этому параметру видно, что на следующий день их закрывать не планируют. Впрочем, большие инвестиции также не гарантируют долговечность. Так, в 2020 году после перепродажи холдингу "Сенатор" (см. "ДП" №34 от 12.03.2020) прекратил работу лофт–проект "Ткачи" на наб. Обводного канала.
Ранее предыдущим собственником, холдингом "Овентал", была проведена дорогая полноценная реконструкция с реставрацией этого здания специально под лофт. Большую часть помещений занимали магазины, офисы и другая коммерция, часть пространства сдавалась под выставки и прочие мероприятия (по похожей модели был построен торговый центр "Охта Молл" с арт–пространством "Охта Lab", закрытым недавно на реконцепцию). Просуществовали "Ткачи" в итоге около 10 лет. Теперь же бывшая ткацкая фабрика им. Анисимова как будто превратилась в обычный бизнес–центр.
Кроме того, в рамках таких проектов часто хотят что–то построить или снести. В 2020–м из–за разногласий с собственником, холдингом "Тандем–Истейт", прекратил работу лофт ArtPlay, работавший в корпусах Центрального конструкторского бюро машиностроения на Красногвардейской пл. Вскоре собственник сам занялся тем же бизнесом, открыв на смену лофт DAA. В ноябре того же года он оформил разрешение на реконструкцию (действует до февраля 2026 года), в результате которой общая площадь может увеличиться более чем на 30%, а высота достигнет шести этажей. При создании "креативного пространства" вместе с гипермаркетом на Уральской ул. были снесены несколько исторических корпусов завода им. Калинина (градозащитникам они напоминали Нюрнберг). На бывшей фабрике "Скороход", где тоже планируется "арт–пространство", несколько старинных корпусов снимаются с охраны. В случае с Новой Голландией снесли часть исторических корпусов (лабораторию Менделеева и радиостанцию, при помощи которой большевики объявили о своей победе).
Наверное, должен быть закон, который будет определять порядок создания такого рода креативных пространств. Точно так же, как у нас есть закон о зелёных насаждениях, в котором всё описано, и в том же генплане нарисованы все эти зелёные пунктирчики — контуры (крупных зелёных зон. — Ред.). Благодаря этому более–менее понятно, какие действия должны быть совершены для их реализации. А какие действия должны быть совершены для реализации значка "общественное пространство" — не очень понятно. Был расчёт на то, что комитет по инвестициям или комитет по экономической политике проявит какую–то инициативу и такой акт появится. Но, по–моему, он так и не появился. И то, что эти значки стоят там, где, по сути дела, всё уже совершилось, показывает некую растерянность планировщиков относительно того, что им делать. Программы нет. Целеполагания нет. А за каждым значком, по идее, должна стоять поддержка города, город должен расставлять их очень аккуратно.
Александр Карпов
руководитель экспертной группы комиссии по городскому хозяйству ЗакСа
За деньги можно нагнать людей куда угодно. Если людям доплачивать, они даже жить там согласятся. Ответ на вопрос, получилось с лофт–пространством или нет, будет дан, когда закончится бюджет промоушена. В краткосрочном аспекте они все закрываются именно по этой причине. Пока мы раскручивались, всё казалось неплохо. А дальше выясняется, что поддерживать проект можно, но бюджет привлечения туда активностей и людей очень высокий. Более глобальная причина: никого не пугает, что ультрамодный ресторан через 2–3 года закрывается или полностью меняет концепцию. И, когда именно на этот лофт в данном конкретном месте исчезает мода, начинаются проблемы среднесрочного характера. Обычно это происходит на горизонте 2–3 лет. Роль креативного директора — привлечение точек активности, — она весьма высока. Ни одно из этих пространств не работает по принципу "сделали и забыли". Сама их идея — чтобы там всё время что–то происходило.
Андрей Тетыш
председатель совета директоров Агентства развития и исследования недвижимости (АРИН)