dp.ru Все статьи автора
9 июня 2021, 07:57 1322

"Второе разорение России" и столица колониальных товаров

Главный штаб.
Главный штаб.
Фото: Надежда Ишкиняева

Экономическая турбулентность и промышленный подъём Петербурга XIX века — в обзоре, подготовленном в рамках специального проекта "Четыре века делового Петербурга".

Потрясения и новые возможности

Историческая веха: "ДП" открыл выставку в центре Петербурга

Историческая веха: "ДП" открыл выставку в центре Петербурга

3388

XIX век во многом является веком экономических реформ и потрясений. Именно в этом столетии происходят перемены, которые помогают Российской империи и её столице стать одним из мировых финансовых центров. XIX век это и время появления чайных, льняных, кожевенных "королей", которые возглавляли крупные торговые и промышленные корпорации, ворочали миллионами и стали основными героями реалистической литературы Н. А. Островского.

Развитие экономики России и Петербурга в XIX веке сильно зависело от внешнеполитических факторов и реформистских настроений власти и общества.

Активному развитию торговли способствовали преобразования, проводимые императором Александром I. Указами 1806 и 1812 года крестьянам разрешалось вести широкую торговлю в городах, в том числе импортными товарами. В 1807 году для дворян был отменён запрет на запись в купеческие гильдии. В первые две гильдии могли вступать дворяне, не состоявшие на государственной службе. Появился даже новый термин: "купечествующий" дворянин, который обязан был не только платить гильдейские налоги, но и нести все городские повинности.

Время Александра I — это и время развития акционерного дела: в 1805–1807 годах разрешалось купцам создавать торговые товарищества — полные и на вере, а также акционерные компании, в которых можно было участвовать в качестве совладельцев представителям различных сословий.

Огромное влияние на развитие экономики оказывают многочисленные военные конфликты, которые отражались на таможенной политике России первой четверти XIX века. В 1810 году издаётся протекционистский тариф, принятый для зашиты российской экономики в условиях континентальной блокады. По нему запрещался импорт всех иностранных изделий, высокой пошлиной облагались полуфабрикаты и беспошлинным был лишь ввоз сырья, необходимого для мануфактур и ремёсел.

После завершения войны с Наполеоном Россия входит в число сильнейших европейских держав и решает уступить союзникам по антинаполеоновской коалиции, которые были заинтересованы в расширении торговых связей с Россией. В 1816 году устанавливаются новые тарифы, снимавшие многие запреты с импорта промышленных товаров, а затем в 1819 году и вовсе отменяет все ограничения на ввоз изделий. Современники считали либеральный тариф 1819 года вторым разорением России после наполеоновского нашествия. Лишь в 1822 году были повышены пошлины на ввоз предметов роскоши и ряд мануфактурных изделий, запрещён ввоз товаров, которые могли составить конкуренцию российским промышленникам.

В XIX веке Петербург продолжает оставаться финансовым центром Российской империи. В июне 1820 года на Большой Морской было заложено здание Главного штаба, в котором разместилось министерство финансов Российской империи. Отсюда идёт управление всеми финансовыми потоками империи.

Давно ли Петербург стал экономической столицей?

Давно ли Петербург стал экономической столицей?

1036

Огромное влияние на деловой мир столицы империи оказали реформы эпохи Николая I. В 1836 году принимается "Положение о товариществах по участкам или компаниях на акциях" — создаётся правовая основа для акционерного дела. Петербург постепенно занимает передовые позиции в складывании отечественного акционерного предпринимательства.

В годы Крымской войны 1853–1856 годов стало очевидно, как положение Петербурга на пересечении транспортных путей оказывается хрупким при ведении боевых действий. Военные действия в Крымскую войну велись не только на юге России, но и в Балтийском море. В марте–сентябре 1854 года англо-французская эскадра находилась на рейде Кронштадта, но активных боевых действий не вела. У петербуржцев появилась новая забава — ездить на пикники на берег Финского залива и разглядывать в бинокли и подзорные трубы английских моряков. Забава забавой, но морская блокада нанесла огромный урон промышленности и торговли города, так как лето было самым активным временем именно морской торговли.

С 1850-х годов начинается процесс освобождения из крепостной зависимости крестьян. Кульминацией становится полная отмена крепостного права в России царским манифестом 19 февраля 1861 года. Треть населения страны освободилась от крепостной зависимости, многие крестьяне устремляются в столицу для занятия коммерческой деятельностью. А последовавший в 1863 закон "О пошлинах за право торговли и других промыслов" ликвидировал неравенство сословий в правах на коммерческую деятельность. В результате этого некоторые бывшие крестьяне становятся крупными столичными купцами.

В царствование Николая II деловой мир активно пополнялся новыми людьми — инженерами, юристами и людьми интеллигентных профессий. Быстрая демократизация деловых отношений в России объяснялась несколькими причинами, но основной было издание в 1898 году, по настоянию министра финансов С. Ю. Витте, закона о промысловом налоге. В результате этого к 1913 году в Петербурге насчитывалось 4160 предпринимателей.

Вопреки природе и разуму

Казалось бы, у Петербурга не было особых предпосылок для того, чтобы стать крупным промышленным центром. Он не стоял на железном или нефтяном месторождении, в Петербургской губернии не выращивали хлопок, никогда не собирали урожаи какао-бобов, чая или кофе. Да и традиционные для северо-запада культуры росли через пень-колоду…

Тем не менее, уже к концу XIX века петербургская металлургическая промышленность была на первом месте в России и по количеству занятых на производстве рабочих, и объёму продукции. Текстильная промышленность, работая на привозном египетском и английском хлопке, успешно конкурирует с крупными текстильными районами в Центральной России. Петербургская пищевкусовая промышленность — производство табака, шоколада, конфет, макарон — становится образцом для подражания для всей России.

Такому передовому положению петербургской промышленности способствовало несколько факторов, среди которых столичный статус был одним из важнейших. Здесь были сосредоточены все важнейшие государственные ведомства: найти в столице нужного человека и договориться было больше шансов, чем в патриархальной Москве. Кроме того, ещё стараниями Петра Великого Петербург формируется как крупный транспортный узел — к гужевому и водному пути системы "река-море" ко второй половине XIX века присоединяются железные дороги.

Огромное влияние на промышленность оказало развитие банковской системы — в Петербурге были сосредоточены все крупнейшие банки, у которых можно было легче получить кредит на развитие дела.

Ещё один фактор, который способствовал росту петербургской промышленности — развитие высшего технического образования. С начала XIX в Петербурге начинают появляться один за другим высшие учебные заведения — Политехнический, Технологический, Путей сообщения, а в 1880-х — Электротехнический. Практически при каждом институте были лаборатории, которые тесно сотрудничали с промышленными предприятиями, что давало возможность быстрее внедрять изобретения и новшества.

Ну, и то обстоятельство, что Петербург был крупнейшим в России (и четвёртым в Европе) по численности населения, давало возможность быстрого сбыта продукции и постоянный приток рабочей силы.

В первой половине XIX века развитие промышленности шло ещё не очень быстро, преобладала текстильная, обрабатывающая (выделка кож) отрасли. В текстильной промышленности преобладали мелкие предприятия, производившие хлопчатобумажные ткани. Суконное производство осуществлялось на Малой Охте на фабрике барона Раля и Сутгофа.

Среди металлургических заводов надо назвать основанный в 1792 году литейно-механический завод шотландца Чарльза Берда на Галерном острове. На этом заводе самим Ч. Бердом, а потом его потомками выполнялись сложнейшие заказы по созданию металлических конструкций петербургских мостов, Исаакиевского собора. На этом заводе был построен в 1815 году и первый в России пароход.

Картина стала резко меняться к 1830-м годам, во времена правления императора Николая I (1825–1855), поощрявшего инженерную мысль и промышленный прогресс.

Создаются промышленные предприятия, многие из которых будут работать и в следующих столетиях: Путиловский (ныне Кировский) завод, Александровский чугунолитейный завод (Пролетарский), "Санкт-Петербургское Общество производства стеариновых свечей" (Невская косметика), Бумагопрядильная фабрика "Невка" (Красная нить), Балтийский завод, Невский завод.

Во второй половине XIX века в Петербурге делались крупные капиталы, здесь открывались большие возможности, которые привлекали предпринимателей из Европы. Многие, приезжая в столицу России нищими, становились владельцами огромных заводов и капиталистами. В 1853 году было открыто сразу два механических завода выходцами из Германии — завод Сан-Галли на Лиговском проспекте и Сименса и Гальске.

В 1842 году своё дело в Петербурге открывает швед Эммануил Нобель на Петербургской стороне, а в 1862 его сын Людвиг открывает завод с длинным названием, в котором отразилась вся номенклатура продукции завода — чугунно-медно-сталелитейный и котельный завод ("Русский дизель"). Первоначально предприятие специализировалось на военной продукции, но в конце века начинается производство дизельных машин, которые устанавливаются на корабли и подводные лодки. Завод проработал до 1999 года.

Ведение дел на заводах иностранных предпринимателей зачастую отличалось от русских промышленников. Франц Сан-Галли построил для своих рабочих городок на Лиговском проспекте, где рабочие жили в хороших условиях, дети ходили в школу, детский сад. В городке были библиотека, техническая школа для взрослых. Нобель на Выборгской стороне строит жильё для рабочих и служащих, Народный дом — прообраз Дома культуры советского времени.

Для укрепления обороноспособности страны в 1863 году инженерами П.М. Обуховым и Н.И. Путиловым создается Обуховский завод. Уже к началу 1870-х годов Обуховский сталелитейный завод вышел на мировой уровень производства орудий. В дореволюционный период создаются и такие известные предприятия как Севкабель, Скороход, Электросила, Путиловская (Северная) верфь, оптический завод на Чугунной улице (ЛОМО).

Перечислить все предприятия, работавшие в Петербурге к концу XIX века, очень сложно. Почти 10% всех предприятий России находились именно в Петербурге. К началу XX века каждый десятый петербуржец работал на одном из городских заводов и здесь в Петербурге формируется новое неофициальное сословие — рабочий класс.

Материалы подготовлены при участии Российской национальной библиотеки .

Уличная выставка "Четыре века делового Петербурга" открыта с 10 мая на Большой Морской улице и с 10 июня — на Малой Садовой. Выбор этого места не случаен — именно на этой улице, в здании Главного штаба, когда-то размещалось Министерство финансов Российской империи. Стенды, каждый из которых посвящён одному из веков — 18-му, 19-му, 20-му и 21-му — в наглядной форме представят информацию о развитии промышленности, торговли, банковского дела, связи и коммуникаций, сферы развлечений и т.д. Ещё на одном стенде информация о деловых СМИ, которые выходили в Петербурге в разные века. Материалы также публикуются на сайте dp.ru и в наших социальных сетях. Генеральный партнёр выставки — Группа компаний ПСК.

В работе использовано издание: Барышников М.Н. "Деловой мир Петербурга".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама