Год назад в Петербурге были введены первые меры поддержки арендаторов городского имущества. Воспользоваться ими смогли далеко не все.
Впервые о необходимости поддержки бизнеса в комитете имущественных отношений (КИО) Санкт–Петербурга заговорили ещё в марте 2020–го, при первых же признаках грядущей катастрофы для предпринимателей. Тогда была анонсирована отмена платежей, отсрочка и другие льготы. По данным КИО, освобождение от арендной платы за II квартал 2020 года в итоге было сделано по 1567 договорам на общую сумму 181 млн рублей. Отсрочка и последующая двухлетняя беспроцентная рассрочка за II и III кварталы были согласованы по 1363 договорам на общую сумму 663 млн рублей.
Возвращать эти деньги бизнес должен с 2021 года, на сегодня выплачено 13 млн рублей. Также отсрочка была предоставлена по договорам купли–продажи арендуемых помещений — по 126 договорам на 445 млн рублей. Сейчас бизнес ожидает от властей возможностей реструктуризации: обороты большинства предприятий ещё не вышли на доковидный уровень, и для многих оплата отсрочек может стать фатальной.
Кодом не вышли
Основным камнем преткновения в вопросах получения поддержки стали коды ОКВЭД предприятий, претендовавших на льготы. Изначально их стали предоставлять по основному коду. Тогда выяснилось, что этим отсекается значительная часть тех, кто по факту пострадал от введения режима ограничений, но по документам права ни на что не имеет. После длительных дебатов льготу стало можно получить не только по основному коду, но и по дополнительному, однако на это ушло время. "Далеко не все арендаторы смогли воспользоваться мерами поддержки, поскольку зачастую они распределялись по кодам ОКВЭД, при этом никогда ранее коды не играли хоть сколько–нибудь принципиального значения ни для предпринимателей, ни для органов власти", — поясняет Владимир Меньшиков, председатель совета НП "Союз малых предприятий".
В Смольном такой избирательный подход объясняют ограничениями в федеральном законодательстве. "После длительных консультаций с юристами в городской администрации расширить преференции всё же смогли, но только на отсрочку. Но и это далось с трудом", — рассказывает источник в городской администрации.
В декабре КИО выпустил распоряжение, по которому для получения отсрочки нужно представить либо ОКВЭД, либо другой документ, подтверждающий фактическое осуществление деятельности в пострадавших отраслях.
Мораторий продлён только на словах
Помимо прямых финансовых мер город ввёл и другие преференции. Так, КИО объявил о продлении моратория на снос нестационарных торговых объектов (НТО), которые не соответствуют разрешённым параметрам, а также продлил мораторий на исключение из Схемы размещения НТО. Сейчас моратории уже истекли, что заставляет бизнес нервничать: работать в подвешенном состоянии и тем более вкладываться в развитие в таких условиях и после столь тяжёлого года особенно сложно.
"Срок действия мораториев по НТО продлён только устно, правовой основы нет до сих пор, хотя планы сделать это были озвучены в середине февраля на встрече губернатора Александра Беглова с уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисом Титовым. Не верить губернатору оснований нет, но объекты потихоньку выдавливаются с рынка. Пока это единичные случаи, но за каждым из них надо видеть владельца и его наёмных работников", — говорит Янина Гришина, руководитель РОО "Содействие малому бизнесу".
Федеральное законодательство потребовало от субъектов федерации продлить договоры аренды земельных участков. В Петербурге этот вопрос давно стоит достаточно остро. В итоге после некоторой паузы воспользоваться преференцией смогли и те, у кого договоры находятся в режиме неопределённого срока. Однако по факту количество обратившихся за продлением оказалось гораздо меньше, чем могло бы быть. По данным КИО, заключено 1775 дополнительных соглашений (общее количество договоров на неопределённом сроке — 12 335).
Устранить несправедливость
Продление дало возможность бизнесу увидеть перспективу и прогнозировать развитие. Все ожидают, что эта мера будет введена в законодательство на постоянной основе: конечно, только для добросовестных предпринимателей, говорит Владимир Меньшиков.
Отдельно в весенне–летний период ввели процедуру бесплатного (или в упрощённом порядке) размещения летних кафе при стационарных объектах общественного питания. В период новогодних праздников аналогичные разрешения можно было получить на установку зимней мебели. Всего было выдано 1053 разрешения. По данным КИО, выпадающие доходы по этой статье составили около 152 млн рублей. Кстати, мера в отношении летних кафе продлена на 2021 год.
"Возможность размещать уличную мебель в упрощённом порядке позволила общепиту работать в условиях ограничений и не тратить время на оформление документов. Однако было бы правильно устранить несправедливость и распространить эту опцию на общепит, работающий в НТО. Пока она предоставлена тем, кто работает в помещениях или на объектах капитального строительства", — комментирует Владимир Меньшиков.
Хорошо, но мало и медленно
Самым существенным для бюджета Петербурга шагом в сторону бизнеса стало решение отменить утверждение результатов новой кадастровой оценки, проведённой в 2020 году в отношении всей недвижимости города. Получившаяся оценка оказалась существенно выше прежней из–за того, что расчёт вёлся по новой методике и в него, по сути, закладывался НДС. Эти послабления стоили казне 14 млрд рублей.
"Пандемия, безусловно, стала неожиданностью, никто не был к ней готов, поэтому меры поддержки разрабатывались в спешке. В поддержку бизнеса сделано многое, однако нельзя не отметить, что решения по противоэпидемическим ограничениям принимались в считаные дни, а вот по мерам поддержки предпринимательства — в течение месяцев", — отмечает Владимир Меньшиков.
Собеседники "ДП" из Смольного в ответ говорят, что любая предлагаемая льгота тщательно просчитывалась с точки зрения доходов и расходов бюджета, что и объясняет длительные сроки принятия решений и меньший, чем мог рассчитывать бизнес, размах поддержки.
"Хуже всех сработал юридический комитет Смольного — именно в нём застревали все начинания, документы спускались на доработку в комитеты и т. п.", — считает Янина Гришина. По её словам, скорость принятия нормативной базы по уже озвученным решениям оставляла и до сих пор оставляет желать лучшего.
"Это тем более странно на контрасте со скоростью принятия закона о наливайках. А документа по распространению льгот по дополнительному ОКВЭД пришлось ждать несколько месяцев. Похвалить можно отдельные комитеты — КИО, комитет по промышленной политике, инновациям и торговле, которые оперативно отрабатывали всё необходимое в меру своих возможностей и постоянно были на связи с предпринимательским сообществом", — добавляет Янина Гришина.