Горшочек, не вари: новым игрокам на рынке доставки в Петербурге нет места

Автор фото: Сергей Ермохин

Рынок доставки готовых блюд перенасыщен, новым игрокам может не хватить места.

На местном рынке появляются всё новые и новые службы доставки готовых обедов. Для запуска таких проектов предприниматели открывают dark kitchen в разных районах Петербурга.
В нынешнем году именно по такой модели начала развивать направление доставки сеть ресторанов Marketplace. А осенью 2020–го в Петербурге появилась доставка NEO Kitchen, впрочем, пока она временно остановила работу. В аналогичном формате работает сервис "Готово". Все эти сервисы предлагают довольно быструю доставку — в районе 25–30 минут. Новым игрокам приходится конкурировать с гигантами–агрегаторами — Delivery Club или "Яндекс.Еда" и давно присутствующими на рынке Yami–Yami, "Dostaевский", "2 Берега", My Food, Ollis, "Милти" и другими. Кроме того, каждое второе заведение общепита в 2020 году запустило собственные проекты доставки.
Эксперты скептически относятся к появлению такого количества игроков. Независимый консультант по продвижению продовольственной продукции в торговые сети Михаил Лачугин считает, что часть стартапов надеется на выгодную продажу бизнеса, часть — просто пытается быть в тренде. При этом владельцы новых сервисов не осознают, насколько это сложный бизнес. "Аналогичная ситуация была с доставкой из фермерских магазинов. Поначалу они кинулись её развивать, потом от этой идеи отказались. Люди пытаются зайти на рынок, который не понимают", — считает эксперт.
Основатель аудиторско–консалтинговой группы компаний "Бизнес Эксперт" Марина Дьяченко смотрит на ситуацию менее критично, однако отмечает, что стартапы этой ниши склонны к крайностям: либо терпят провал, либо выходят в лидеры рынка. "Разрабатывая бизнес–модель конкретно под dark kitchen, мы должны учитывать, что это конкурентоспособный рынок с большим числом потенциальных потребителей и с обилием различных каналов для их привлечения", — говорит она.
Марина Дьяченко также отмечает, что ошибка многих молодых стартапов состоит в недооценке важности грамотного маркетинга и дистрибуции. "Важно не допускать ситуации, когда компания стремится создать идеальный продукт, а затем наскоро его запустить. Лучше сделать ставку на хорошую рекламу и найти “фишку”, которая покроет большую часть потребительского спроса", — объясняет она.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев подчёркивает, что рынок готовых блюд имеет ограниченный сегмент потребителей — это средний слой населения, бизнес, изредка корпоративные праздничные мероприятия. В прошлом году уход на удалённый режим повлиял на показатели сектора."Вероятнее всего, на рынке в скором времени смогут остаться компании, которые смогут удержать на стабильном уровне свои затраты, но при этом не потеряют в качестве услуг. Это потребует новых инвестиций, которые есть не у всех", — считает эксперт.