"Нужны большие вложения": Смольный не хочет отдавать причалы Речного вокзала

Автор фото: Тихонов Михаил
Речные прогулочные суда у пирса Речного вокзала в Санкт-Петербурге.

Ярославская компания "Анхель", долгое время арендовавшая причалы Речного вокзала на пр. Обуховской обороны, после двух лет судов добилась права на их приватизацию. Смольный просто так отдавать сооружения не собирается.

Согласно постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного судаГКУ "Агентство внешнего транспорта" (АВТ), подведомственное комитету по транспорту, больше не обладает правом оперативного управления причалами, а комитет имущественных отношений (КИО) в течение двух месяцев должен завершить процедуру приватизации, прерванную несколько лет назад.
ООО "Анхель" арендовало причалы на пр. Обуховской обороны с 2014 по 2019 гг. и имело преимущественное право их выкупа в рамках федерального закона №159, которым воспользовалось. Процедура приватизации началась ещё в 2018 году. Оставался последний этап, когда Росимущество должно было выдать распоряжение о приватизации. Но внезапно объекты оказались в оперативном управлении АВТ, что уже не позволяло продать их по 159-ФЗ. Это обстоятельство не осталось без внимания апелляционной инстанции.
"В 2019 году КИО очень спешил с передачей причалов. Объекты ещё не успели стать собственностью Санкт-Петербурга, но были переданы в оперативное управление АВТ. Это сделали для того, чтобы помешать приватизации", — прокомментировали "ДП" в "Анхеле".
Компания проиграла первую инстанцию, но выиграла вторую. "Суд второй инстанции расценил действия КИО как злоупотребление правом, в частности, потому, что причалы должны были находиться в аренде у "Анхеля" ещё порядка полугода, и никак не могли оказаться у АВТ", — сообщили в компании.
Ещё один аргумент первой инстанции, поставленный под сомнение второй инстанцией — необходимость предоставления "Анхелем" заключения Росморречфлота о взаимосвязи объектов порта между собой, чтобы приватизировать причалы. Но по факту кроме причалов от порта давно ничего не сохранилось (здания пассажирского терминала, билетных касс, гостиницы были снесены для строительства жилого комплекса "Мегалит"), кроме трёх небольших зданий, которые "Анхель" выкупил уже после того, как истёк срок аренды причалов. Экспертиза, назначенная по ходатайству ярославской компании, подтвердила, что кроме причалов-набережной, оборудованной под стоянку судов, больше нет ничего. Это исключало необходимость получения заключения Росморречфлота.
В 2019 году Росимущество оценило причалы примерно в 100 млн рублей. Теперь оценку должен провести КИО, а также определить условия приватизации.
"КИО сейчас обязан будет провести оценку. Можно ожидать, что рыночная стоимость будет незначительно увеличена. Если постановление апелляции устоит в вышестоящих инстанциях, нам, возможно, предстоит спорить об оценке рыночной стоимости", — говорит юрист "Анхеля".
Некоторые собеседники "ДП" считают, что цена может вырасти минимум до 160 млн рублей, это кадастровая стоимость объектов на сегодня. Другие полагают, что она останется прежней: "Если не было улучшения объекта, почему он должен подорожать?".
Изменение стоимости причалов юристы ярославской компании считают убытками, поэтому не исключают иска к госорганам об их взыскании. В КИО оперативно не смогли прокомментировать "ДП", в какую сумму они сегодня оценивают причалы, но заявили, что будут обжаловать решение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
По мнению президента Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Владимира Родионова, куда важнее не в какую сумму сейчас оцениваются причалы Речного вокзала, а сколько средств в них придётся инвестировать.
"Нужны большие вложения, чтобы привести всё в порядок. Конструкции сегодня не позволяют современным пассажирским судам швартоваться. Нужно укреплять причалы. Последние годы они никак не обновлялись, плюс серьёзно изменились требования по транспортной безопасности", — отметил Родионов.
По данным АВТ, наиболее существенными дефектами на причалах Речного вокзала является повсеместное переуглубление дна, ненормативные зазоры между сваями лицевой стенки причалов и вызванные этим провалы покрытия причала, отсутствие отбойных устройств. В ведомстве сообщали "ДП", что планируют разработать проектно-сметную документацию для определения оптимальной технологии проведения наиболее сложных технических работ и определения объёма затрат. Но конкретные сроки не озвучивались.
В 2020 году на содержание причалов Речного вокзала власти Петербурга потратили 1,6 млн рублей, а заработали почти 2,2 млн рублей. Как ранее писал "ДП", когда объект находился в аренде у "Анхеля", город ежегодно получал за это порядка 17 млн рублей. После передачи в ведение АВТ причалы на пр. Обуховской Обороны оказались не готовы к приёму судов. Там не были обеспечены заправка судов питьевой водой, приём фекально-сточных вод и мусора. Круизные компании были вынуждены сменить место стоянки на другие причалы.