Женская рука рынка: гендерная революция в сфере услуг

Приближение к гендерному равенству в трудоустройстве трансформирует потребительский рынок, создавая новые сегменты в сфере услуг.

Сколько женщины ни боролись за возможность равноценно с мужчиной вкладываться в семейный бюджет, проблема гендерного неравенства на рынке труда никуда не исчезла. По подсчётам Института экономики РАН, в среднем в России женщины получают на 27% меньше противоположного пола.
Сейчас женщины генерируют приблизительно 40% мирового ВВП.
На вопрос о том, как будет развиваться мировая экономика, если доходы полов сравняются, внятного ответа нет до сих пор.
Однако современная женщина с каждым годом зарабатывает всё больше, соответственно, больше и тратит — это стимулирует развитие рынков, которые предлагают "женские" товары и услуги.

Экономика второго пола

Одно из наиболее известных исследований проводил McKinsey Global Institute ещё в 2015 году. Научный сотрудник Центра исследований науки и технологий Европейского университета Дмитрий Жихаревич объясняет логику исследования: институт взял 95 стран, разбил их на 10 регионов (Россия попадает в группу "Восточная Европа и Центральная Азия") и сравнил по 15 индикаторам гендерного равенства.
Аналитики пришли к выводу, что, если бы в каждом регионе страны сокращали гендерный разрыв на уровне стран–лидеров, к 2025 году мировой ВВП вырос бы на $12 трлн. Ещё более оптимистичный сценарий предполагает, что при достижении полного экономического равенства мужчин и женщин к 2025 году мировой ВВП увеличится на $28 трлн.
Дмитрий Жихаревич в то же время отмечает, что даже аналитики McKinsey признают, что их оценки могут быть завышены.
Он также напоминает, что в 2017 году Международная организация труда (МОТ) провела похожие расчёты — аналитики опирались на проблему неравного участия мужчин и женщин в рабочей силе. В исследовании оценивались эффекты от снижения этого разрыва на 25% к 2025 году. "По расчётам МОТ, достижение этой цели увеличило бы глобальную рабочую силу на 204 млн человек (5,4%). При постоянной безработице и постоянном уровне участия мужчин в рабочей силе это привело бы к увеличению глобальной занятости на 189 млн человек и росту мирового ВВП на $5,8 трлн, что эквивалентно увеличению среднего роста мирового ВВП на 0,5% в год за тот же период. Для Восточной Европы соответствующий рост ВВП составил бы 2,6%", — рассказывает Дмитрий Жихаревич. К сожалению, даже в авторитетных исследованиях по–прежнему слишком много но.
"Например, в расчётах МОТ предполагается, что уровень женской безработицы будет постоянным на протяжении всего периода. В работе McKinsey Global Institute расчёты производятся путём умножения дополнительного количества женщин, которые будут работать, согласно прогнозу, на среднюю заработную плату", — отмечает эксперт.
Важно также понимать, что разница между доходами полов и вкладом в мировое ВВП не отражает глобальную проблему гендерного неравенства в экономике.

Женское это дело

За последние полвека женщины, зарабатывающие деньги, трансформировали потребительский рынок. Обязанности по дому, которые они выполняли самостоятельно, перешли в сферу услуг.
"Это приготовление еды для членов семьи, частные сады и няни, детские кружки, сервисы по уборке, всевозможные шеринги. Этот фактор уже стимулирует рост продаж готовых блюд", — говорит руководитель клиентской группы холдинга "Ромир" Анастасия Сидорина. Так, рынок труда в сфере домашнего персонала только с 2010 года вырос в 5–6 раз.
Рынок готовых решений, считает Сидорина, будет расти и в дальнейшем за счёт того, что всё больше женщин выходит на работу.
Помимо этого в сфере услуг появились новые сегменты рынка. Современная женщина всё больше тратит на уход за лицом и телом — в мегаполисах открываются всё новые и новые салоны красоты, студии ногтевого сервиса, солярии и спа. Количество тех же парикмахерских, например, растёт на 2,3–5,6% в год.
"Если раньше женщине приходилось каждый раз просить деньги у мужа, сейчас она может сама распоряжаться своими средствами и тратить на уход за собой столько, сколько захочет", — подчёркивает аналитик ГК "Финам" Алексей Коренев.
Он также считает, что благодаря росту доходов женщин появились такие полноценные сегменты потребительского рынка, как фитнес и эстетическая медицина.
По данным "Яндекс.Маркета", основные категории, в которых товары скупают в основном женщины, это "товары для красоты", "товары для здоровья", "товары для животных", "продукты" и "детские товары".
У мужчин это "авто", "компьютерная техника", "досуг и развлечения", "строительство и ремонт" и "электроника".
"Есть ряд категорий, в которых женщины покупают чаще. Большой перевес приходится на товары для красоты — там они тратят до 10 раз больше, чем мужчины", — рассказывает руководитель сервиса "Яндекс.Маркет Аналитика" Илья Зинченко. Что интересно, доля женских покупок в e–commerce выросла. В 2019 году мужчины внесли 65% оборота, женщины — 35%, в 2020–м пропорция составляла уже 60/ 40.
Дмитрий Жихаревич предполагает, что с увеличением заработной платы у женщин, возможно, действительно произойдёт увеличение спроса в чисто "женских" потребительских сегментах.
"Социологи культуры неоднократно показывали, что, в отличие от мужчин, женщины в целом склонны к более статусным формам культурного потребления, связанным с “высокой” культурой", — комментирует эксперт.
Он справедливо замечает: с другой стороны, повышение доходов может рано или поздно изменить практики "женского" потребления.